ХОТИМ ЛИ МЫ ПРОЗРЕТЬ?

Пятое воскресенье после Пасхи – Неделя о слепом – последнее воскресенье пасхального цикла. На Божественной литургии в этот день читается Евангелие, посвященное исцелению слепорожденного.

Как и все воскресные евангельские отрывки, читаемые на Литургии в пасхальный период евангельский отрывок, читаемый в Неделю о слепом, во-первых, раскрывает отдельные черты Личности Мессии-Христа, во-вторых, в содержит важную информацию о нас самих в свете Воскресения Христова, о вариантах наших ответов на пасхальное благовестие.

Предлагая вниманию чад своих отрывок из Евангелия от Иоанна об исцелении Христом слепорожденного, Церковь напоминает нам сразу о трех мессианских свидетельствах о Себе Господа Иисуса: «Мне должно делать дела Пославшего Меня… Я – Свет миру» (Ин. 9:4-5); «веруешь ли ты в Сына Божьего?.. и видел ты Его и Он говорит с тобой» (Ин. 9:35, 37); «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

Символичный акцент на мессианском посланничестве Иисуса проявляется и в том, что разговор о наличии у Него послания-поручения «делать дела Пославшего» происходит у Него с учениками около встреченного ими слепорожденного, которому Иисус, «сделав брение из плюновения», помазал глаза и послал его умыться: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный» (Ин. 9:7).

О нас же, о людях, этот евангельский отрывок говорит, что по большому счету все, услышавшие в своей жизни весть о трехдневном Воскресении Христа, во все века делились, делятся и будут делиться впредь на две большие категории.

Одни, признав имеющуюся у них духовную слепоту, исцелятся, прозреют, познают истину и, как исцеленный слепорожденный, «в духе и истине» почтительно поклонятся Иисусу Христу, признавая Его своим Господом и Спасителем: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:38).

Другие же, и их будет количественно всегда больше, «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14), будут упираться, отрицать и, доказывая свою зрячесть и слепоту оппонентов, твердить: «Этого нет, не может и не должно быть. Это все невежество, заблуждение, основанное на страхе перед будущим и неизвестным». Они будут допрашивать и передопрашивать чудесно прозревших, слушать свидетелей чуда, смотреть на очевидное, но все равно отрицать, отрицать и отрицать. Злоупотребляя предоставленной Богом каждому человеку свободой, они не обратятся и не уверуют. А не уверовав сердцем, не смогут понять, ведь «если не уверуете, то и не уразумеете» (Ис. 7:9).

Казалось бы, «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего» (Ин. 9:32-33), но ожесточены сердца многих, и «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся» (Мф. 13:13-15), чтобы Господь исцелил их. Чтобы остаться в своей зоне комфорта, таковые готовы даже принуждать прозревшего клеветать на Христа.

Так, фарисеи в данном евангельском отрывке убедили себя, а затем хотели убедить и других, и самого слепорожденного, что ему лишь показалось, что он был слепым и прозрел. Дескать, нет никакого чуда, нет света. Но исцеленный оказался достоин Света Христова, и устоял и истине. Тогда Христос открыл ему Себя: «Я Сын Божий», а исцеленный уверовал и поклонился Ему. С этого момента спокойное и предсказуемое бытие слепого закончилась, а началась тяжелая и полная искушений жизнь христианина, ведь «много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33:20).

Каждому из нас, когда Господь различными событиями, скорбями и людьми посещает нас, предстоит для себя решить: хочет ли он сохранить спокойное и предсказуемое существование слепца по типу «как все», или выбирает насыщенную событиями, скорбями, пасхальной радостью и богообщением жизнь христианина.

Этот выбор определяет нашу участь и в вечности.

Христос Воскресе!

Священник Вячеслав Клюев

21.05.2023 | Страничка главного редактора