ВТОРОЕ ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

В течение подготовительных Недель к Великому посту Церковь напоминала нам о важности покаяния, помогая понять самих себя, понять, что необходимо человеку изменить в себе, и каковым должно быть качество этих изменений. В Недели Поста Церковь переводит фокус нашего внимания с обращенного внутрь на обращенный вверх, говоря уже не столько о том, что делать, сколько о том, для чего делать, какова цель, каковы ориентиры духовной жизни человека. Мы слышим уже не о себе самих, а о том, что благодать Божия совершила над теми, кто откликнулся на Божественный призыв, взял свой крест и последовал за Христом.

Первые два воскресенья Поста посвящены воспоминанию Торжества Православия — торжества истины над заблуждениями, добра над злом, исправленной жизни над жизнью бессмысленно проживаемой. Во вторую Неделю Поста Церковь вспоминает свт. Григория Паламу, архиеп. Фессалонитского, и главное дело его жизни — богословский спор в защиту духовного опыта безмолвствующих монахов афонских монастырей, и его учение об обожении человека и о Фаворском свете.

В основе этого учения — события Преображения Господня. Что произошло на Фаворе, что и зачем видели апостолы на горе? Противники Григория говорили, что свет, виденный апостолами, есть свет особый, но сотворенный, подобно солнечному свету. Григорий же, впервые облекая в слова накопленный веками опыт духоносных христианских подвижников, говорил о нетварном свете Самого Божества и Его благодати, явленной в этом мире ровно настолько, чтобы людям причаститься Божества и осветиться, но при этом и не умереть.

Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть только мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Православная Церковь отвергла такое понимание фаворских созерцаний, и сегодня мы празднуем Торжество истинного учения о благодати Божией.

На Фаворе не столько Христос преобразился, сколько по Его Божественной воле преобразились сами Его ученики, преобразились их зрение и чувства, что позволило им воспринять, созерцать Бога таким, каков Он есть.Созерцание Фаворского света есть предвкушение будущего Царства и его зрение в доступном для земной природы варианте, потому что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27).

Исходя из православного учения о Фаворском сфере, начинаясь с очищения, исправления и научения, конечной целью путь христианской жизни имеет обожение — благодатное преображение естества нашего и приобщение к жизни Божественной.Благодать — это ответ Бога на предпринимаемые христианином усилия жить по заповедям Христовым. Благодать — не какой-то тварный дар, который Бог нам дает, Сам оставаясь при этом иным по отношению к этому дару. Опыт афонских подвижников, монахов-молчальников, среди которых жил свт. Григорий Палама, опыт всей Православной Церкви, говорит о том, что благодать – это Сам Бог, как бы приобщающий нас Своей Божественной природе, отдающий нам Сам Себя, чтобы нам наиболее полно соединиться с Ним.

Итак, мы призваны не просто любить Бога и быть благодарными Ему в ответ на благодеяния Божии, но мы призваны совершить подвиг веры, чтобы приобщиться Самому Богу, и Божественной благодатью преобразиться в чадо Божие, усовершенствоваться в подобие Божие. Возрадуемся же величию нашего призвания, ответим на призыв Господа, станем подвижниками, взяв пример со святых, прошедших путем веры прежде нас.

Будем искать тишины и собранности мыслей и чувств, избегая рассеянности, потому что истинная духовная жизнь человека происходит только в трезвении, бодрствовании и собранности. Будем принуждать себя к молчанию, чтобы вырваться из-под власти грохочущей суеты, житейского шума, бесконечного бега, обрекающих нас на поверхностную жизнь без глубины и зачастую без смысла.

Чтобы в тихом очаге в глубине сердца встретиться нам с Господом. Чтобы в наступившем молчании тишины услышать Слово, обращенное Богом лично к каждому из нас и принять от Него преображающую нас благодать.

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

01.04.2024 | Страничка главного редактора