ВСТРЕЧА У КОЛОДЦА: ЧТО БОГ ВО МНЕ ИЩЕТ — НАПИТЬСЯ ИЛИ НАПОИТЬ?

Через четыре недели после Пасхи в церквах православных читается евангельский рассказ о необычном разговоре Христа с женщиной-самарянкой у колодца рядом с городом Сихем (Сихарь). Любимый ученик Господа Иоанн Богослов, описавший в Евангелии эту встречу, отмечает подробности этой беседы. Христос по пути из Иудеи в Галилею, как всегда, проходит через Самарию. Но очевидно, что не столько географическая, сколько духовная необходимость определила Господу быть в это время в этом месте. Был полдень. Спаситель устал, и присаживается отдохнуть у колодца Иакова. Ученики ушли в город, чтобы купить пищи. И вот к колодцу приходит за водой женщина, местная жительница – самарянка. Самарине и иудеи находились в тот исторический период в непримиримой вражде, и даже, случайно встретившись, не общались друг с другом. Но Христос неожиданно начинает с самарянкой разговор, попросив у нее попить воды.

Во время беседы женщина спрашивает об обрядовой, ритуальной стороне поклонения Богу, которая являлась главным камнем преткновения в многовековом религиозном споре между иудеями и самарянами (где находится место, на котором нужно поклоняться Богу – на горе Гаризим или в Иерусалиме):

«Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме».

В ответ на это Христос говорит женщине:

«Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Ключевые слова, раскрывающие главный смысл этого евангельского отрывка – в словах: «в духе и истине». Вопрос самарянки был вопросом ветхозаветного человека с ветхозаветным мировоззрением – о внешней стороне богопочитания: ГДЕ нужно поклоняться Богу?

Христос, меняя всю плоскость общения человека и Бога, обновляя систему координат встречи Творца и Его творения, отвечает, что для Самого Бога в вопросе общения человека с Ним важнее не ГДЕ, а КАК: не здесь и не там должно поклоняться Богу, а «в духе и истине».

До этого времени и на протяжении веков взаимодействие человека с Богом заключалось прежде всего в предписании, законе, уставе, и сущностью его было как раз слепое, безоговорочное подчинение этому предписанию. Такими предписаниями человек ограждал себя от беспокойства, от мучительных исканий. И вот, Христом это отвергнуто.

В отношении самого человека это Откровение Сына Божьего означает, что человек лишь тогда по-настоящему человек, соответствуя замыслу и призванию Создавшего его, только тогда по-настоящему живет, а не просто существует, только тогда встречается с Богом, начинает Его хотя бы отчасти ощущать, познавать, слышать и понимать, когда одновременно выполняются два условия: первое — человек в духе; второе — человек в истине. Оба эти условия позволяют нам совершенно недвусмысленно и неприкровенно понять, что хочет, что ищет Бог в нашем с Ним общении.

Оба эти условия раскрывают содержание духовной свободы, которую обретает человек во Христе. Про дух в Евангелии сказано, что он дышит, где хочет… не знаешь, откуда приходит и куда уходит (Ин. 3:8). Иными словами, дух есть дар свободы. Про истину же говорится, что она освобождает: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). И все это значит, что и само общение человека с Богом провозглашается Христом путем к свободе.

Бог ищет не рабов, не слепцов, не трепещущих от страха поклонников, не механически совершающих определенные внешние действия или произносящих определенные словесные формулы, а того, кто поклоняется Ему в духе и истине, в жажде подлинного и вечного.

Означает ли поклонение Богу в духе, что делать этот надо без всякой формы, без праздников, поста, обрядов, священников, без богослужебных облачений, не крестясь, к примеру, не преклоняя колен, не посещая церковь?

Нет, ибо Сам Спаситель учил и молился в храме и синагогах; советовал исцеленным показаться священникам; рекомендовал пост, участвовал в праздниках; использовал вино и хлеб для установления Таинства Евхаристии… «В духе и истине» означает, что внешние формы добровольно наполнены искренностью, сердечностью, внутренней переменой. Молитва в духе и истине – это молитва того, кто не пытается обмануть ни себя, ни других, ни Бога. Ведь того, что он говорит, не может знать никто, кроме духа человека и Духа Божия! Такая молитва основана на сердечном искании Неба и на сыновней любви к своему Творцу.

В центр христианской религии ее Основателем поставлен не закон, не подчинение, не предписание, а Истина. «Познаете Истину, — говорит Христос, — и Истина сделает вас свободными».

В центр христианства поставлены не подчинение и предписание, а Истина, которую человек ищет и познает. Свободное, искреннее и терпеливое устремление человеческих ума и сердца к Небу объединены понятием «жажда Бога». И Бог, в ответ на эту жажду, открывает человеку Себя, дает познать Истину, питает человеческий ум и напояет жаждущее человеческое сердце. Как только человек на кресте своих скорбей, от всего сердца, в духе и истине возопит к Небу: «Жажду!», он входит в число счастливчиков, алчущих и жаждущих правды, которые непременно насытятся (Мф. 5:6).

Человек задуман Творцом, как существо жаждущее Бога, абсолютного смысла, абсолютной истины, абсолютной полноты бытия. И ничто в мире материальном не может утолить этой жажды. Только Христос утоляет жажду истины, жажду смысла, жажду вечности – всего того, что заслонено от нас порабощенностью суете.

Разговор Христа с самарянкой это перелом в истории религиозного сознания, начало освобождения человека, подлинной его встречи с Богом, а в Боге – с самим собой.

В жизни каждого человека происходит встреча с Богом и свой разговор у колодца. В начале этой встречи человеку кажется, что Бог что-то хочет получить от человека, напиться от него, а у Самого «и почерпнуть нечем». Но по мере такого общения человек не только узнает Бога, но и узнает правду о самом себе. Если впустит человек в свое сердце Небесного гостя, в какой-то момент идет и другим уже рассказывает о состоявшейся встрече, об открывшемся ему Христе. Посмотрите, — говорит, — Того, Кто мне же обо мне рассказал все, Кто все про меня знает. Это знание открывает человеку новую жизнь, настоящую, глубокую. И оказывается, что Бог не напиться хочет от человека, а напоить его ведением, свободой и любовью.

Как важно, чтобы бы душа ощутила хоть на мгновение всю радость, весь свет того высокого полдня у колодца, когда Бог во Христе даровал нам Свое откровение о человеке, обещая утоление неизбывной человеческой жажды!

Будем же поклоняться Отцу в духе и истине, помня что именно «таких поклонников ищет Себе Отец». Задумаемся и о том, что Дух и Истина должны просиять в мире через нас, ведь мы – соль мира, свет миру, свидетели Его, и по нам судят о Самом Христе. С радостью поделимся с ближними тем богатством, той радостью, той свободой, которые дает нам Господь.

Христос Воскресе!

Священник Вячеслав Клюев

14.05.2023 | Страничка главного редактора