ВОСКРЕСЕНЬЕ СВОБОДЫ

Великий пост предваряет Прощенное воскресение, богослужебные тексты которого посвящены воспоминанию изгнания Адама из рая, а небольшой евангельский отрывок на Литургии (Мф. 6:14-21) напоминает слова Христа о прощении обид, посте и сокровище сердца.

Церковь напоминает нам, что Богом человек был создан для жизни в блаженном состоянии и помещен в благоприятные внешние условия рая, чтобы познавать Бога и быть в общении с Ним. Адам и Ева отказались от воздержания, возжелав получить духовные созерцания и высшее знание, к которым еще не были способны. Грех лишил первых людей рая и внешнего, и внутреннего. Путь к обретению утраченной Божественной благодати пролегает для человека в Церкви Христовой через перемену ума (покаяние) и пост (воздержание), от которого отказались первые люди в раю.

Завершая подготовку к Великому посту, Церковь открывает нашему взору вершину духовного подвига, которую все мы призваны покорить. Это данный нам Богом надежный компас в паломничестве к небесному Отечеству. Это те самые «тесные врата», через которые лежит вход в Царство (Мф. 6:14). Имя им — прощение.

Прощение — это выпрямление и упрощение отношений Бога и человека. Это устранение из отношений Бога и человека всякой неправды, всякого искривления, всякого несовершенства, неполноты, привнесенных в эти отношения человеком. Это развязывание всех завязанных человеком узлов, усложняющих, вплоть до полного прекращения, нормальную гармоничную связь с Богом, позволяющую черпать радостную, наполненную смыслом и правдой, жизнь из Источника Жизни, Источника Радости.

Простить — значит дать пройти Божественной любви через нас к нашим врагам и обидчикам, позволив им ответить на этот Божественный призыв их собственным покаянием. Без развязывания узелков и устранения сложностей в отношениях с ближними через их прощение, оставление обид, отказа от мести и воздаяния, отказа судить и осуждать ближнего, узлы в вертикальных отношениях человека с Богом не развязываются, и наше прощение Богом, прикосновение к Божественной любви остается для нас недоступным.

Таким Бог сотворил этот мир.Удивительно! Сколько сами желаем, столько и прощает нас Бог. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — сказал Господь (Мф. 6:14-15) и заповедал нам молиться Отцу небесному такими словами: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).

Прп. Ефрем Сирин наставляет: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».

Прощение есть возвращение к единению, согласию и любви между Богом и всеми людьми. Благовестие Христа о прощении — это нечто новое и неслыханное. Прощение – это не просто Царство Небесное, уже пришедшее в силе, это — настоящее «вторжение» Царства в наш грешный мир, краеугольный камень человеческой жизни и всей православной веры.

Великий пост, в конце которого уже сияет свет Пасхи, свет Царства Божиего, начинается с удивительного акта любви, единения и братства — прощения христианами друг друга.Возжелаем же себе сокровищ на небе, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».

Всем нам, христианам, важно всегда помнить, что наша небесная сокровищница носит наименование «прощение». Будем же, сколько отпустит нам Господь времени, наполнять ее, прощая наших обидчиков и врагов.

Именем Господа, силой Духа Святого, простим всех наших духовных должников. Вот — время благоприятное, чтобы «благовестить пленным освобождение» и «отпустить измученных на свободу» (Ис. 61:1–2).

Отпустим же всех, связанных нашим непрощением и злопамятством. И сами освободимся. И тем вернем себе рай.

Аминь.

29.03.2024 | Страничка главного редактора