ВО 2-Ю НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА: О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗЕРЦАНИИ

В подготовительные к Великому посту недели перед нами возникает образ высокой и величественной горы, на которую нам имеется необходимость взойти. По которой нам предстоит непростой и небыстрый путь, если только мы хотим достичь цели. Это, с одной стороны, очень точный образ всей жизни христианской. С другой стороны, это образ Великого поста, который так устроен Церковью, что представляет собой по сути модель правильной жизни человека.
Такая вот христианская духовная жизнь в миниатюре, с обозначением всех самых важных вех, состояний, событий и явлений.

В жизни целью этого восхождения для нас, христиан, является Царство Небесное, жизнь вечная с Богом в Небесном Иерусалиме.

А Великим постом это горнее путешествие завершается Праздником Праздников – Пасхой Христовой, где мы душой (пока еще не телом, но душой) воскресаем со Христом, имея возможность ощутить начатки торжества духовного над телесным, отчасти хотя бы вкусить духовной сладости Царства Небесного.

Не только первый воскресный день, который так и называется — Неделя Торжества Православия, но и первая суббота, и вторая Неделя Великого поста, по сути говорят нам об одном и том же – о Торжестве Православия. Они как бы показывают нам вершины Православного, истинного христианства, дают нам верные ориентиры на верхушке этой самой горы.

Напоминают нам все, что Церковь осознала и облекла в словесные формулы, четкие, понятные и передаваемые другим людям, в том числе другим поколениям, мысли, термины, понятия и определения о том, что же ждет нас на вершине этой горы. Все, что усвоено из самого факта Боговоплощения. Из того обстоятельства, что однажды в истории не имеющее исторического начала Второе Лицо Святой Троицы — Бог-Сын стал человеком, стал Сыном Человеческим, воплотился и вочеловечился, став во всем подобным нам, кроме греха.

Бог стал осязаем, видим и слышим, воспринимаем человеческими чувствами. Стал изобразим материальными средствами, а не только словами и мыслеформами.

Во вторую Неделю Великого поста мы также вспоминаем о таком последствии Боговоплощения как обожение, реальность принципиального изменения человека, его чувств, мыслей, действий, реальность Богопознания и реальность созерцания Бога, созерцания его Божественных энергий, Фаворского света. Для отдельно взятого человека, ищущему Бога, оно становится реальностью в результате Личного Откровения Бога, когда человек этот, понуждая себя, трудится на пути самодисциплины, поста и молитвы.

Впереди, в последующие седмицы Великого поста, у нас будет еще одна важная веха – учение о Кресте, когда мы будем говорить о том, что необходимо нам взять с собой в это непростое, но жизненно важное путешествие вверх по горе.

Мы также будем говорить об опыте тех людей, кто уже прошел этим путем до нас, о том, как это практически изменило их. Чтобы их пример, их достижения на этом пути, обретенная ими святость, вдохновляли нас и не давали нам унывать.

В первое великопостное воскресенье мы читали, как апостол Павел говорит обо всех праведниках Ветхого Завета (Евр. 11:24-26, 32-40; 12:2), что «все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел нечто лучшее для нас». Что же такое предусмотрел для нас Бог?

Ответ был в Евангельском чтении первого воскресенья (Иоанн 1:43-51): «… увидишь больше сего… истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это означает, что мы увидим наступление нового времени, исполнение всех обетований, явление Царства Небесного. Но увидим это, только если поверим и раскаемся, если переменим свое видение жизни, если возжелаем и примем подвиг.

Об этом нам напоминает чтение Апостола во второе воскресенье Великого поста (Евр. 1:10; 2:3): «… Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть… Ибо как тогда мы избежим (праведного воздаяния), если вознерадеем после этого о нашем спасении?».

В Евангельском чтении второго воскресенья (Марк 2:1–12) образом ожидаемого Богом от нас усилия и желания является расслабленный (парализованный), которого спускают к ногам Христа сквозь крышу дома: «… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои». Здесь мы видим прямую аналогию с нашей расслабленной волей, которая единственная только и препятствует тому, чтобы Бог исцелил нас, преобразил нас, помог идти и достичь горней цели. И потому Господь не только говорит, что грехи человека Им прощены, но и говорит ему: «Дерзай, чадо!». Здесь слышен очевидный призыв Спасителя к действию, к смелости, к доверию Богу, к ревнованию о большем, к решимости идти и достигать.

Главный вывод, который мы выносим из второй Недели Великого поста – это вывод о сочетании деятельности и созерцания. В ответ на предпринимаемые нами усилия, действия, включая молитву, Бог дарует нам возможность Богообщения, Богопознания и видения Его.

Конечно, Бог открывает нам Себя для созерцания не в качестве Своей обязанности безусловно отреагировать на наши действия (как в каком-нибудь законе физики), но в качестве ответной Своей милости, Своего дара, с учетом знания нашей души и знания того, что и в каком количестве нам полезно и вредно.

Будем отдаваться Богу всецело, «сами себя, и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», чтобы Его Победа была совершенна. Чтобы Он не только вошел в мир Боговоплощением, но и вошел в наши жизни, наполнив их содержанием и смыслом. Чтобы Он Воскрес и Восторжествовал над смертью не только в истории человечества, но и в сердце каждого из нас.

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

31.03.2024 | Страничка главного редактора