ВЕРТИКАЛЬ РАДОСТИ

Праздник Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа святитель Иоанн Златоуст называет важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. И Блаженный Августин прямо говорит о том, что празднование Вознесения установлено самими апостолами.

В этот день мы вспоминаем, что по страдании Своем, принятом ради нашего спасения, Господь наш Иисус Христос, будучи погребенным в гробнице, в третий день восстал из мертвых и, как пишет о том евангелист Лука, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам, говоря с ними о Царствии Божием.
Наконец, собрав их, Он повелел им: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
На сороковой день после Своего трехдневного Воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос на глазах у множества Своих учеников с Елеонской горы в окрестности Иерусалима вознесся на небо и был сокрыт из вида облаком. В этот момент ученикам явились два ангела в мужском образе, в белой одежде, и сообщили им, что Господь Иисус, вознесшийся на небо, придет таким же образом, как ученики видели Его восходящим на небо.
После этого, как пишет евангелист Лука, ученики Христовы возвратились в Иерусалим «с великою радостью».
В тропаре праздника мы также слышим о радости: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником…».
Радость эта, во-первых, от того, что как слышим в кондаке праздника, Христос на деле не отлучается от нас, но пребывает неотступно и говорит всем любящим Его: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Чтобы почувствовать радость, смысл и вдохновение этого праздника Вознесения, задумаемся вот о чем…
В геометрии есть такое правило: через две точки можно провести одну прямую. Мы говорим о том, что событие Воскресения Христова стало поворотной точкой в истории человечества, точкой начала новой жизни, новых возможностей, новых взаимоотношений Бога и человека.
Но куда же направлен вектор движения от этой точки? Ответить на этот вопрос помогает событие Вознесения. Именно с помощью этой второй точки мы получаем возможность увидеть направление жизни и развития человека, устремления человеческой мысли и творчества, местонахождение истинных, а не ложных, ценностей, человеческих смыслов, целей, чаяний.
Проведя символическую прямую через точки Пасхи Христовой и Вознесения Господня, мы увидим, куда эта прямая направлена, на что она нам показывает, куда увлекает.
На Небо.
С тем, чтобы увидел человек себя небесным, обо́женным. Чтобы цели ставил и планы строил исходя из того, что существовать ему не до разлучения души и тела, а вечно.

А когда увидит себя человек существом вечным, для Неба предназначенным, тогда все меняется в его жизни: система ценностей меняется, масштаб событий, в этой временной жизни происходящих, меняется представление о радостях и скорбях, о хорошем и плохом, о важном и неважном, — все меняется.
Тогда приходит понимание, что есть не только временные, преходящие, горизонтальные отношения людей с людьми, когда «после глупой жизни как у всех придет как у всех глупая смерть», но есть вечные, непреходящие, основополагающие, вертикальные личные отношения человека и Бога, которые, начавшись здесь, на земле, непременно продолжатся на небе, где Господь ждет каждого из тех, кто с благодарностью откликнулся на Его призыв покаяться и искать Царства Небесного, уверовал в Его любовь, Его спасительную Жертву, принял Его своим Мессией-Христом.

Важно, чтобы такое ви́дение и ведение люди передавали из поколения в поколение, а каждое новое поколение людей усваивало его себе, преображалось умом и так же, как и их предки, устремлялось к небу, радуясь все той же великой радостью, которой возрадовались ученики Христовы на Елеонской горе без малого две тысячи лет назад.
Теперь, когда Господь вознес плоть человеческую на Небо и так воссел одесную Бога Отца, получив от Него право судить всю вселенную, мы только и можем в полной мере понять, к какому величию призван человек цельный, с душой и телом вместе.
Только теперь и можем мы постичь, что значит быть человеком в полноте смысла, что собственно и отличает человека от других живых существ на земле.

Это не просто разум, но именно то небесное, что есть в каждом человеке в потенциале, и что раскрывается в нем, преображает его силой Духа Святого в Церкви Христовой, в Общине святых, объединенных верой в Воскресшего Спасителя.
Быть человеком — значит поднять глаза к небу, жаждать неба, искать его, находить в себе дух, противостоящий плоти, этому тяготению вниз, гореть этим духом. Не быть порабощенным материей, но даже видя вокруг уродство и зло, тем не менее, стремиться к небесному, высокому и прекрасному.
Сознавать себя гражданином Небесного Отечества, Небесного Иерусалима.
Во Христе нам дан образ восхождения как победы добра над злом, жизни над смертью, победы истины и любви над заблуждением и ненавистью.
Христос открыл и подарил нам Небо. Ведь грех, как предательство неба в душе, сделал нас земными, привязал нас к низменному. А Христос разрушил эти цепи и Собой явил нам и Путь, и Истину, и Жизнь.

Христос не покинул нас, но ушел приготовить нам обители в вечности. Нас всех, принявших Его в качестве своего Господа, ждет каждого в свое время радостная встреча с Ним. Надо лишь Духом Святым благодатно преобразиться и подготовиться к этой встрече.
И это безусловно повод для истинной, чистой радости. Для великой радости. Для радости, которой никто у нас не отнимет.
Другими словами, Вознесение – это день, когда каждый из нас сознает и с радостью созерцает свое собственное призвание.
Вверх.
На небо.
На нашу истинную Родину.

Священник Вячеслав Клюев

27.05.2023 | Страничка главного редактора