ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: скорбим или радуемся?
Наступает Пасха Страстей.
В первые века христианства (по меньшей мере до V века) евангельские события нескольких дней, непосредственно предшествовавших явлениям воскресшего Христа, вспоминались в богослужении как единое целое и обобщенно обозначались словом «Пасха», под котором подразумевался весь искупительный подвиг Иисуса. В творениях святого Августина Блаженного, епископа Гиппонского, встречаем примечательное выражение: «истинная Пасха страстей и воскресения Господа Христа» (Против иудеев, 7. 9). Еще раньше святитель Афанасий Александрийский называет предшествующую пасхальному воскресенью неделю «святой седмицей великого праздника Пасхи».
В разных христианских традициях она получит наименование Великой, Страстной или Святой седмицы. А Страстная Пятница также именовалась Крестной Пасхой или Пасхой Скорби. Богослужение Страстной седмицы особенное, отличающееся от других дней года. С Великого Четверга начинаются сугубые пасхальные воспоминания, ранее прямо связанные с Крестной Пасхой и постепенно переходящие в празднование Пасхи Воскресной.
Что же мы вспоминаем в первый день Пасхи страстей?
За пять дней до крестной смерти Христос в сопровождении учеников и народной толпы пришел в Иерусалим в преддверии главного для евреев дня в году – праздника иудейской Пасхи, когда богомольцы не только из Палестины, но из других регионов Римской империи стекались в город, чтобы принять участие в храмовых торжествах.
Зная уже о недавнем чуде воскрешения Господом четверодневного мертвеца в Вифании, люди, встречали Иисуса, учителя и чудотворца из Галилеи, именно как Того, чье пришествие предвозвещали в прежние века пророки, – как Мессию-Христа. Кто побогаче – стелили перед Ним на землю ковры и одежды, кто победнее – бросали цветы, совсем бедные же клали под ноги Ему пальмовые ветви.
Все вместе они радостно восклицали: «Осанна!», что значит «Господи, спаси же», близко по смыслу – «Спаси Бог!», что являлось мессианским приветствием. Кроме того, с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей.
Очевидно, что по мнению толпы Иисус Христос, войдя в столицу, священный город иудеев, теперь должен был стать их царем, поднять восстание, изгнать из святого города оккупантов, освободить Израиль от римского господства, решить все политические и экономические проблемы евреев. Но очень быстро выяснилось, что в этот день радостное «Осанна!» Христу кричали люди, надежд и ожиданий которых Господь не оправдал.
Господство и земную власть Он не взял – в Его планах было спасение всего рода человеческого от грехов. Вместо того, чтобы воцариться на троне, заявил, что Царство Его «не от мира сего». Вместо свободы от римского ига, нес свободу от греха. Вместо полной достатка жизни на земле, говорил о вечной жизни и сокровищах на Небесах. Они жаждали видеть Его уже в тот день на коне или в колеснице, а Он, странный какой!, едет совсем не как воин – на мирном осленке.
Символично, что входит в Иерусалим Христос именно в тот день, в который по иудейской традиции выбирался агнец для заклания на Пасху. То есть именно для заклания, как истинный Агнец, Христос и идет в Иерусалим.
Основная трагедия заключалась в том, что все, что предлагал своим последователям Мессия-Христос, виделось его современникам, поглощенным земной суетой и сиюминутными заботами, малозначимым. Потому, когда Господь спускался с Елеонской горы, въезжая в Иерусалим через Золотые ворота, Он плакал о судьбе этого города и о судьбе Своих соотечественников. А на противоположной стороне города уже виднелись Ворота Судные, через которые Его, избитого, окровавленного, с тяжелым крестом на плече, поведут из города уже спустя пять дней.
Когда Он не дал толпе того, что они ожидали от него, елейные улыбки на лицах толпы сменились выражениями ненависти, и вместо «Осанна!» Иисусу толпа стала кричать Пилату: «Распни Его! Распни!». Те же, кто наделяет Господа царским титулом сегодня, через пять дней будут кричать: «Нет у нас царя, кроме Римского императора».
Эта перемена показала, как внутренне далеки друг от друга были при въезде Господа в Иерусалим Сам Христос и те, кто встречал Его. Очень быстро выяснилось, что такой Он им неинтересен, не мил, не люб, непонятен. И вот Он уже даже не безразличен им. Он скорее вызывает злость и ярость, как не оправдавший возложенных на него надежд и разочаровавший толпу.
Люди и сейчас в церкви часто обращают свои молитвы к Тому, кто им на самом деле неинтересен, не понятен, безразличен и даже страшен. Точно такие же люди две тысячи лет назад вышли к вратам Иерусалима встречать не Христа, а свои грезы о будущем. Они и для Бога, для Христа Его придумали свойства, характер, написали планы и сценарии. Но, оказалось, Богу не нужны наши сценарии. У него Свой собственный замысел и о мире, и о нас.
«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:3-9). Господь уготовал всем нам нечто несравненно более важное и нужное. Настолько важное и настолько нужное, что люди в своем мелочном восприятии бытия даже и не помышляли о этом.
С тех пор миновало почти две тысячи лет. Все эти годы вновь и вновь христианские храмы наполняются желающими встретить с цветами и ветвями Христа, подобно жителям Иерусалима, как если Он сейчас, а не две тысячи лет назад, спускался нам навстречу с Елеонской горы. В воспоминание той встречи христиане по всему миру ежегодно отмечают праздник с похожими в разных традициях названиями: «Пальмовое воскресенье», «Цветочное воскресенье», французское название – «Воскресенье ветвей», старое английское – «Тисовое воскресенье». В нашей богослужебной традиции это – Цветоносная или Цветная неделя, или Неделя ваий, или столь милое слуху – Вербное воскресенье, поскольку в наших широтах пальмы не растут, и их заменяют вербой.
Но что же празднуем мы? И чему собственно радуемся, если Господь шествует на вольные страдания и смерть? И почему Церковь предлагает нам сегодня радоваться: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», — слышим мы в этот день в читаемом на Божественной литургии отрывке из послания апостола Павла к Филиппийцам (4:4)? И почему мы стоим с ветвями и цветами, подобно тем, кто столь серьезно заблуждался о Господе, не понимал Его и, по сути, приветствовал свое близкое земное благополучие, а не воплотившегося из любви к людям Бога?
Неужели мы на себя принимаем образ тех, кто настолько не понимал происходящее, что уже через несколько дней с остервенением будет требовать от Пилата отпустить им разбойника и убийцу Варраву вместо Иисуса из Галилеи, а Самого Иисуса будет требовать убить, непременно убить, и убить мучительно? Ведь Он по мнению толпы позволил Себе незаконно присвоить звание Мессии-Христа, долгожданного Спасителя, Которым на самом деле не являлся.
Зачем же мы сегодня, подражая этим людям, берем ветви и цветы и также, как они тогда, поем Иисусу: «Осанна! Благословен Идущий во имя Господа!»?. Они ведь сказали потом себе: «Мы ошиблись, Он не Мессия, будем ждать другого!».
В том-то все и дело, что они-то отреклись от Иисуса, мы же пришли сегодня в православные храмы, чтобы утвердить свою веру, веру своих отцов и дедов в то, что въезжавший две тысячи лет назад на осленке в Иерусалим через Золотые ворота (когда они еще не были заложены камнями) Иисус из Галилеи и есть настоящим Мессия-Христос, Сын Божий, ставший Сыном человеческим нашего ради спасения.
И мы несем Ему цветы и ветви, и от всего сердца, верою и любовью приветствуем Его. Мы исповедуем, что Он – истинный Мессия, Христос, Помазанник, Посланник Бога Вышнего. И другого не будет во веки веков.
Радуйтесь, и снова радуйтесь! Ведь Он наш Спаситель, который дает нам Новый завет, Завет вечный, и Который прославит нас в Своем вечном Царстве. Он – наш источник радости, источник подлинного веселья, переходящего в жизнь вечную, а без Него такого источника не существует. Он наш Царь, Господь и Бог, и верой в Него спасались наши предки, спасемся мы и, даст Бог, будут спасаться наши дети и внуки.
И мы счастливы быть Его учениками и последователями, счастливы исполнять Его заповеди, смотреть на мир через призму Его системы ценностей. Данные Им нравственные ориентиры позволяют нам точно определять, что хорошо и что плохо, к чему надо стремиться и чего избегать.
И мы готовы в наступающие дни Страстной седмицы разделить с Ним Его страдания, Его печаль и слезы. С Ним мы готовы распинаться и погребаться в Великую Страстную Пятницу.
С Ним и восстанем воскресшими!
Священник Вячеслав Клюев