Вечером 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Ховайло, иерей Михаил Поскребышев и настоятель Александровской церкви г. Глазова иерей Вячеслав Клюев.

За богослужением пел архиерейский хор под управлением регента Андрея Петрова.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим со словами проповеди:

— Досточтимые отцы! Возлюбленные братья и сестры! Ещё вчера вечером мы с вами совершали чин прощения. Просили прощения у Бога, друг у друга. Старались прощать и надеяться, что нас прощают тоже. Сегодня мы уже читали первую часть из четырёх Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Вы знаете, что Великим он назван за то, что в отличие от обычного канона, который содержит обычно порядка 30 тропарей, этот более 250 тропарей. Причём в третьей и четвёртой части направляются прошения и Марии Египетской, которая из глубины её пригрешений поднялась на Божественную высоту не только вот так словесно, но и физически, как видел её старец Зосима, когда она молилась и на локоть поднялась над землёй.

Этот Великий покаянный канон характерен тем, что нам показывается вся история человечества от Адама до Христа, и в этой истории человечества мы узнаём сами себя. По большому счёту, не только Великий покаянный канон, но и весь пост святые отцы говорят — это наше личное зеркало каждого из стоящих и каждого из молящихся. И наша задача привести в соответствие наш внешний облик с внутренним.

Если сегодня утром я приводил слова святых отцов, которые говорили, что подготовка к Великому посту — это как взрыхливание почвы, подготовка к сеянию. Первая седмица поста — это само сеяние, затем лилеяние, взращивание, уход. Страстная седмица — собрание плодов, а плодоношение плодоа -это Пасха.

Но есть и другое подобное сравнение, поскольку большинство людей женщины, им это очень близко будет и понятно. Мы, когда постимся, то мы взрыхливаем землю души нашей, взрыхляем эту землю. Но, если туда ничего не высадить, там ничего не вырастет, поэтому надо молиться. Семя, которое мы бросаем — это как раз молитва. И когда человек начинает молиться, молиться не просто словами, а по-настоящему искренне молиться начинает, тогда он начинает приходить в себя.

Собственно вся задача Великого поста, который святые отцы представляют как некую дорогу, по которой мы должны прийти к самим себе, из-за грехопадения, утратившими то, что создавал Господь, какими Он хотел нас видеть. Понятно, что одними человеческими усилиями мы этого не добьёмся и поэтому мы призываем в помощь Бога.

Люди, которые не молятся, они считают, что Бог где-то далеко. Но, если человек начинает молиться, он тогда реально понимает, что Бог есть любовь, Бог есть милость, Бог есть помощник, Бог есть надежда, Бог он рядом. Как святые отцы говорят, ближе, чем рубашка к телу, ближе, чем венка на шее, которая пульсирует. Вот настолько близок Бог.

Если вот мы будем уверены, что Бог рядом, Бог нас не оставит, и вот вас на этом начале Великопостного поприща я призываю вас быть благоразумными, терпеливыми, усидчивыми. Я думаю, что всё в этом случае получится у вас. Поэтому не забывайте, пост постом, молитва обязательно. Причём отцы говорят, что, если утром мы молимся, худо бедно мы молимся за спешкой, там ещё как-то, часто не получается. Вечером ещё как-то молимся, вечером из-за усталости бывает сил не достаёт, то специально практиковать днём прочитать 30 Иисусовых молитв. Если возможно, то поклоны положить, но не бегом, не в спешке, а осознанно, от всего своего сердца и от всего своего разумения.

Ну и постарайтесь, смотрите, какие на поле нашего сердца взайдут ростки страстей, ибо пост, вот эти наши аскетические подвиги они очень хорошо помогают выявлять эти страсти. Так они живут и мы вроде бы не замечаем, а тут они начинают проявляться. И вот нам надо постараться на них обращать больше внимания, а не на то, что в тарелке у соседа. Смотрите в свою тарелку, не в соседскую, кто там что делает, помните в первую очередь о своей душе.

Ну и помните ещё слова такие, Господь говорит: » тако да просветится свет ваш пред человеки» (Мф. 5:15). То есть это не значит, что мы должны с рупором выходить на площадь и начинать Христа славить. Надо так, чтобы свет Божий, он светился в наших глазах, светился в наших душах, в наших словах, в наших поступках, чтобы не как буки вы ходили какие-то, злыдни такие, а именно вот люди хотели бы к нам подойти и получить немножко того тепла, которое даёт Господь. Помощи Божией вам и ангела-хранителя.

Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_302033319?act=edit

 

18.03.2024 | Служение