Вечером 17 апреля 2024 года Преосвященнейший Виктор, епископ Глазовский и Игринский, совершил утреню с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской («Мариино стояние») в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Сергий Ховайло, иерей Евгений Спиридонов и иерей Андрей Полин.

Богослужебные песнопения исполнили Алексей Золотарёв и Наталия Федосеева.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

—Благодарю вас всех за молитвы! Здравия вам душевного и телесного! Мы сегодня закрыли книгу Великого покаянного канона Андрея Критского на целый год. До будущего года мы ее не будем открывать. Иногда спрашивают, можно ли дома читать? Если есть такая необходимость, можно читать и дома. Единственное, когда начнутся дни Страстной седмицы, а затем дни Светлой седмицы, тогда все службы посвящаются Господу, согласно Богослужебному уставу.

Я вам уже рассказывал об истории происхождения сегодняшней службы. В девятом веке случилось землетрясение в царь-граде Константинополе и монахини женского монастыря, опасаясь обрушения монастырских стен вышли на площадь и стали читать канон, прибавляя прошение о том, чтобы Господь избавил их от этой беды — землетрясения: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И уже в 692 году, когда был VI-й Вселенский собор эта служба была включена в Типикон. В связи с этим событием эта служба появилась.

Если попадают по календарю какие-то праздники, то служба переносится. Конечно, эта служба покаянная, потому что время поста, время покаяния. Большую часть поста мы уже продлеваем и осталось всего ничего.

Суббота акафиста в пятницу вечером. Мы будем акафист Пресвятой Богородице читать. Это единственный акафист, который включен Типиконом в служебный Устав. Все остальные — эта традиция молитвенного народного пения.

А здесь покаяние. Что мы слышим? Во-первых, мы слышим житие Марии Египетской. В первой части Мария Египетская рассказывает, как она дошла до жизни такой. У многих, наверное, появится в душе осуждение, но я прошу вас не спешить осуждать. Она заботилась много об угождении своей плоти, и мы тоже много заботимся о том, что нам поесть, во что нам одеться, как нам устроить жилище, как нам деньги заработать на жизнь и прочее, и прочее, и прочее. Хотя центр жизни, мы понимаем, что она не здесь, на земле. Мы здесь не живем, мы только готовимся жить, а жизнь, она там.

И когда Мария Египетская оказалась у входа в Храм Гроба Господня и не смогла выйти, вот в этот момент она ощутила священный ужас, страх Божий, трепет. Всё это напало на неё, и она вдруг увидела свою греховность. И это побудило её молиться Божией Матери, которая стала заступницей и свидетельницей ею произнесённых слов об оставлении прежней жизни и посвящении себя Богу. Когда она смогла войти в храм и поклониться священному древу, она не просто слова покаяния произнесла, а сделала решительный шаг: на три монеты купила три хлеба и, не думая ни о чём, ушла за Иордан, как ей было сказано.

Старец Зосима спрашивал Марию о том, как она питалась. Полхлеба она съела, пока дошла до Иордана, а оставшиеся 2 с половиной хлеба она ела многие годы. Бог её напитывал. Безусловно, наверное, какие-то коренья были.

Когда мы были на тех местах, где подвизалась Мария Египетская, в дни Благовещения в это время вылезает травка и гид, которая постоянно там живёт, показала нам дерево, с которого можно есть листочки. Мы попробовали. Листья оказались солёными на вкус, потому что и вода там тоже солёная. Рядом Мёртвое море тоже солёное. Это пустыня.

Близ этих мест стоит Стелла и выложена икона Марии Египетской в рубище, которую ей дал Зосима в пустыне, в полный рост мозаикой. Она среди этих камней, песков, зарослей, где были львы и другие животные, спасалась. И никто бы её не увидел, если бы этого не захотел Зосима, который хотел увидеть того, кто достиг в подвиге угождения Богу больше, чем он.

Когда Мария Египетская молилась, то Зосима в ужасе увидел, что она поднялась над землёй. Что это такое? По-видимому, настолько была очищена её душа, что она могла уже тело поднимать. Она могла парить таким образом. Более того, когда она через год пришла за причастием, она как по земле перешла Иордан, не замочив ног. А спустя год после причастия, Зосима обнаружил, что она за единый час преодолела 20-дневный путь. С чем это можно сравнить? Она стала равноангельской. Она стала, как земной ангел. Более того, несмотря на то, что Мария никогда не училась и не читала Священного Писания, она его цитировала, знала имена. Она знала много, потому что её собеседниками были ангелы.

Понятно, что аскетический подвиг Марии — это не просто одно её желание, а это большой труд. 17 лет она жила в блуде и столько же лет боролась с грехами, когда плоть её бунтовала и она без чувств падала в молитве и просила Божию Матерь о помощи. Благодаря заступничеству Божией Матери она всё смогла преодолеть.

Страшно оказаться на месте Марии Египетской, потому что «Страшно впасть в руки Живого Бога», как говорится в Писании. Она этого не испугалась. Но пример жития Марии Египетской и преподобного Андрея Критского — это нам помощь и поддержание на нашем жизненном пути не только во время Великого поста, но во всей жизни.

Взирая на их подвиги, вслушиваясь в те слова, которые они говорят, находя те опорные точки, на что они опираются, мы можем тоже проложить себе дорогу до Царствия Небесного, не забывая просить уже о их помощи нам у Господа.

Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_302409311?act=edit

17.04.2024 | Без рубрики, Служение