В НЕДЕЛЮ ЖЕНЩИН, НЕСУЩИХ МИРО: КАК МЫ ПРИЗВАНЫ ВЕРИТЬ?

Сегодня – третья пасхальная «неделя» (воскресенье), которая в православном богослужении вплоть до 9 века от Р.Х. была посвящена памяти праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.

В период иконоборчества к памяти Никодима и Иосифа добавилась память святых женщин, несших миро ко гробу Христа, перемещенная со вторника этой седмицы. В настоящее время в церковном календаре второе воскресенье после Пасхи озаглавлено как «Неделя женщин, несущих миро». И, к сожалению, несправедливо и неправильно память Никодима и Иосифа Аримафейского оказалась оттеснена на второй план.

А в последнее время к теме праздника и вовсе добавилось нечто не совсем объяснимое и не совсем отвечающее духу христианства – празднование некоего женского дня. Хотя все мы помним слова апостола Павла, что во Христе нет ни мужского пола, ни женского. «О Христе Иисусе, – говорит Апостол, – несть мужеский пол, ни женский» (Гал. 3:28). И как на этом фоне несуразно выглядит в христианских общинах последних времен некое сугубое чествование именно женского пола под видом «православного женского дня».

На самом деле сегодня – память тех людей, кто помимо апостолов стал свидетелями Воскресения Христова. И поэтому, конечно, главное, о чем напоминает нам Церковь в этот день – это само Воскресение Христово, истинное, непреложное, чудесное и потрясающее трехдневное Восстание Господа Иисуса Христа из мертвых.

События, связанные со святыми людьми, которых мы вспоминаем сегодня, обрамляют великие дни смерти Христовой, пребывания Христа во гробе, сошествия во ад и славного Христова Воскресения.
Более того, эти люди участвовали в этих событиях.
В то время как об апостолах (за исключением одного) можно сказать, что они выбыли из этих событий. Как и предсказывал им Христос («поражу пастыря, и рассеются овцы»). Все, что говорится об апостолах — разбежались и попрятались, «страха ради иудейска».
Но были и те, кто не разбежался и не попрятался. И вот, помимо того, кто сам оставался с Господом все время, от Тайной Вечери до погребения в Страстную Пятницу, то есть помимо Иоанна Богослова, были и другие. Кого он сам наблюдал в те страшные часы рядом с Господом, и чье участие в тех событиях отразил в составленном под его руководством Евангелии.
Кто эти люди?

В первую очередь – Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, который вечером в Страстную Пятницу принес для погребения Христа состав из смирны и алоя, литр около ста… Затем это — Иосиф из Аримафеи, «богатый, добрый, правдивый, ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев», который испросил у Пилата тело Иисусовая, купил чистую плащаницу, обвил тело Господа и положил его в новый гроб, приготовленный до этого себе самому.
Это – Мария Магдалина, исцеленная Иисусом Христом от страшного недуга. Это Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии, Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова, Иоанна, жена Хузы, домоправителя царя Ирода Антипы, Марфа и Мария, сестры Лазаря, а также Сусанна, о которой нам ничего неизвестно.
Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.

Что же хочет сказать нам Церковь этим праздником, приводя нам на память именно этих людей, уже во второе воскресенье после главного воскресенья в году?

В первое воскресенье после Пасхального Церковь привлекает наше внимание к исповеданию апостола Фомы, когда глядя на стоящего перед ним Человека, ожившего, восставшего из мертвых, он, обращаясь к своему Учителю, называет Его Богом («Господь мой и Бог мой»). И главная мысль Антипасхи, Фоминой Недели в том, что чудесно восставший из мертвых Мессия-Христос, Иисус из Назарета, не просто Сын Человеческий, но и Сын Божий, Сам Бог, сошедший с Небес и вочеловечившийся, принесший Себя в жертву нас ради и нашего ради спасения. Эта истина — главная истина Пасхи Христовой. На этой спасительной вере основана Церковь Христова.
Так Церковь ежегодно напоминает своим чадам, в КОГО и во что они верят.

Во второе по Пасхе воскресенье Церковь напоминает, КАК верить по-настоящему, верить спасительно. Напоминает, что вера всегда из дел видна, всегда действует и действует всегда любовью.

Церковь нам показывает сразу несколько разных (по возрасту, социальному положению, полу) людей, с которых всем нам, верующим во Христа и называющим Его своим Господом, можно и нужно брать пример.
До Второго пришествия Христова эти примеры совершенно реальных, конкретных исторических личностей будут актуальны для всех поколений христиан.
Этих столь разных людей, которых Церковь приводит нам в пример, объединяют общие черты. В первую очередь, и самое главное в них – это любовь ко Господу и верность Ему до конца.

В те дни ни Никодим с Иосифом, ни Жены-мироносицы не помышляли о возвращении Учителя из числа мертвых в мир живых, не знали, что Иисус Христос спасет мир от власти смерти и греха, но служили Ему, невзирая на смертельную угрозу. И становились теми, через кого действовали Божья любовью и Божий промысел.

В полной мере сами ученики Христовы смогли все понять, только когда Господь воскрес и даже позже, когда на них в 50 день по Воскресении Христовом сошел Дух Святой. А в те дни, когда их учителя неожиданно арестовали, пытали и предали мучительной и позорной смерти, апостолов преследовали сомнения: неужели тот, кто творил такие великие чудеса, был так милостив к людям, не Избавитель, не надежда Израиля?

Если у современных христиан уже есть понимание, что Иисус из Назарета восстал из мертвых, Он и есть истинный Мессия-Христос, воплотившийся Сын Божий, который дарует верующим в него жизнь вечную, то тогда на это не было надежды. И женщины, оставшиеся верными Спасителю, и тайные ученики Господа, которым пришлось открыть веру во Христа, чтобы предать его погребению, рисковали всем. У них не оставалось надежды на чудо, но были верность Христу и безграничная любовь к нему.

Очевидно, что опасения за собственную безопасность не превысили у них любовь и верность ко Христу. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх… Боящийся несовершенен в любви», – напишет Иоанн Богослов позднее (1Ин.4:18). Что еще мы видим в этих людях? Их отличают верность, жертвенная любовь, дерзновение, решимость, готовность отвергнуться себя, взять крест свой, выйти из зоны комфорта, преодолеть свои страхи…

И в первую очередь, конечно, это касается Никодима и Иосифа. С риском для жизни, для своего положения в обществе, для своей, как мы бы в наши дни сказали, карьеры, сохранения должности (должности, кстати, немалой – в верховном органе власти, суда еврейского народа) они, переставая таиться, исповедуют свою любовь и верность Богу и Его Христу. Их пример показывает, что истинная любовь всегда проявляется в момент испытаний, когда человек может спасти себя, а может пожертвовать собой. И мы тысячелетиями чтим память святых, которые предпочли отдать и положение, и стабильность, и даже саму жизнь ради любви к Господу.

Но вот встает вопрос перед каждым из нас. А что мы?
Будем и мы молиться, чтобы в решающий момент Бог даровал нам мужество остаться верными ему. Но ведь далеко не каждому из нас выпадает с риском для жизни, семьи, карьеры исповедать свою веру в Святую Троицу, в Господа Иисуса Христа. Это так.

Поэтому, когда рядом с нами оказывается человек, нуждающийся в нашей жертвенной любви и верности, в нашем дерзновении, решимости, готовности отвергнуться себя, выйти из зоны комфорта, преодолеть свои страхи, мы должны это сделать ради наших ближних. Ведь Христос сказал: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня. А апостол Павел говорит: «Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов».

Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, в том числе в те моменты, когда нам кажется, что оказавшийся рядом с нами человек не достоин ни нашей дружбы, ни нашего времени, ни наших сил, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе и о каждом человеке, который рядом с нами находится, о наших самых близких людях и о «случайно» нами встреченных. Понесем друг друга тяготы, исполним закон Христов. Тогда сможем и мы, с Иосифом и Никодимом, с женщинами, несшими ко гробу Христа миро, войти в сонм тех, через кого на людей действовали Божья любовью и Божий промысел.

Из таких дел становится видна наша вера. К такому пути призваны каждый христианин и каждая христианка, искренне любящие Бога и верные Ему до конца.

Христос Воскресе!

Священник Вячеслав Клюев

08.05.2023 | Страничка главного редактора