В Неделю преподобного Иоанна Лествичника епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил Литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова

26 марта 2023 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили протоиерей Сергий Ховайло, иерей Андрей Полин и диаконы Сергий Фомин и Михаил Иванов.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Андрея Петрова.

По заамвонной молитве духовенством собора было совершено славление у иконы преподобного Иоанна Лествичника и владыка от лица верующих вознес молитву святому.

По окончании Литургии епископ Виктор рассказал о богослужениях на предстоящей седмице Великого поста и обратился к прихожанам с архипастырским словом:

— Благодарю вас всех за молитвы! Всем вам здравия душевного и телесного, ангела хранителя!

Сегодня мы с вами слышали удивительное Евангелие. Господь вместе с учениками спускается со святой горы Фавор, где Он пребывал в преображении, в фаворском свете. И эта благодать просвечивала через образ Иисуса Христа и люди старались к Нему особым образом прикоснуться, чтобы напитаться от этого света, который исходил от Господа.

И внизу, куда Он спускается шум и ор, где идёт ругань учеников с первосвященником и фарисеями. Мы знаем, что есть выражение: «В споре рождается истина». Но на самом деле истина находится только в одном месте — у Бога. А так у каждого человека своя правда и каждый человек свою правду доказывает с пеной у рта, бьет себя в грудь. Но, все-таки настоящая правда находится у Бога.

Когда Господь спускается и смотрит на все это, то у Него вырываются слова: «О, род неверный и развращенный!…доколе буду терпеть вас?» (Мф.17:17). Это единственное место в Новом Завете, где Господь высказывает слова сожаления. Даже перед тем, как взойти на Крест, говоря о своих учениках говорит, молясь: «Господи, тех, которых Ты Мне дал сохрани, кроме сына погибели» (Ин.17), потому что тому погибель Он избрал сам. В этот момент в гуще спора, к Господу подходит отец больного ребёнка и говорит: «Господи, если можешь, помоги нам».

Вспомните, как обращался прокаженный к Господу: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить» (Мф. 8:1). То есть он не верит, что Бог это может. К сожалению, так бывает.

В житии преподобного Антония Великого есть эпизод, когда он беседует с учениками и вдруг вскакивает и говорит: «Срочно набирайте воды, идите в ту сторону, там люди, которые изнемогают от жажды, умирают». Они последовали совету, набрали воды и отпоили тех людей водой и те пришли к преподобному Антонию. Но, оказывается, что с другой стороны была такая же ситуация. И когда это стало известно, то ученики спросили: «Почему ты нас послал, а туда никого не отправил?» На что преподобный Антоний ответил: «Мне о них Бог ничего не сказал».

У пророка Исаии есть слова: «Ненавижу праздники ваши, ваши дни не мои дни и мои не ваши» (Ин. 1:14). То есть мы живем с вами сейчас в другой парадигме, чем Бог. Понятно, что до тех пор, пока человек жив, даже если он святой он может не знать всего. Он может ошибаться. Такие случаи были, но если и ошибается, то это не без промысла Божия.

И вот Господь спрашивает этого отца: «Можешь ли сколько-то веровать?» Потому что веры не обнаружил Он и добавляет: «Все возможно верующему». И обратите внимание, как об этом пишет апостол Марк: «Со слезами на глазах этот отец говорит: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24).

И, если в каких-то других местах Господь с бесами не собеседует, то здесь Он говорит: «Души глухие, немые изыди от отрока». То есть Он повелевает. Почему? Потому, что и бесы имеют свою иерархию. Когда Господь спустился, то отец этого мальчика обращался к ученикам, и они ничего не смогли сделать. И когда вышел нечистый дух, ученики подошли к Господу и сказали: «Почему нам не удалось это сделать?» А Господь ответил, что «Сей дух изгоняется только постом и молитвой» (Мф. 17:21). Нам очень полезно во время поста эти слова услышать.

Но можно вспомнить эпизод из жития Макария Египетского, когда является бес и говорит: «Макарий, ты постишься, а я совсем не ем, ты мало спишь, а я совсем не сплю». То есть бес превосходит человека. Но в данном случае, бес ничего не может сказать и сам себя обличает: «Единственное, чего у меня нет — смирения». Вот эта бесовская гордыня, которая зарождается в каждом человеке в детстве, когда ребенок говорит маме: «Я сам», надо направлять в нужное русло. Поэтому даже если мы с вами постимся, молимся, но не имеем смирения перед Богом, возносимся, тщеславимся в своем сердце. Тщеславие не дает войти Господу в наше сердце. Не случайно Иоанн Лествичник говорил, что «должны появиться чистые слёзы». Что такое покаяние? Покаяние — это примирение с Богом, с людьми, с самим собой.

В чем заключается примирение с самим собой? Мы все грешные и Церковь она именуется не иначе, как собрание кающихся грешников. Кающихся грешников Господь принимает. Это ради них Господь пришёл.

Давайте попробуем эти слова, которые мы сегодня слышали, вложить в сердце, и я уверен, что вам это в жизни пригодится. Мне это однажды уже пригодилось, когда Господь меня испытывал, веру мою. Я взмолился словами этого отца: «Верую, Господи, помоги моему неверию». И Господь тут же пришёл на помощь.

Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_292109841?act=edit

 

26.03.2023 | Служение