В канун празднования Входа Господня в Иерусалим епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова

8 апреля 2023 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), праздника Входа Господня в Иерусалим, епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил всенощное бдение в кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили: ключарь кафедрального собора иерей Вячеслав Клюев, иерей Михаил Поскрёбышев, иерей Андрей Полин и диаконы Николай Талалаев, Сергий Фомин.

Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Любови Золотаревой.

В конце вечерни была отслужена лития с освящением пяти хлебов, елея и вина.

Во время полиелейной утрени духовенством собора было совершено величание иконы праздника.

После прочтения отрывка из Евангелия владыка совершил помазание прихожан освященным елеем и традиционное освящение вербных ветвей (ваий).

По окончании вечернего богослужения епископ Виктор обратился к верующим с архипастырским словом:

— Досточтимые отцы! Возлюбленные братья и сестры! Всех вас поздравляю с сегодняшним праздничным днем. Вы знаете, что церковный день начинается накануне, вечером. И сегодня мы уже совершаем праздник Вход Господень в Иерусалим или в народе он называется Вербное воскресенье. Поэтому вы пришли с вербами, памятуя о событии, о котором мы читали сегодня в Евангелии.

Господь незадолго до своей крестной смерти направляется в Иерусалим, хотя ученики Его отговаривают, потому что знают, что Его там хотят побить. Тем не менее Господь идёт. Конечно, Его ждут, как победителя, который прогонит ненавистное римское владычество. Именно поэтому, когда Он шествует не как военный победитель, обычно въезжающий на белом коне, а Он въезжает на осле — символе мира. Тем самым показывает, что «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36), но этого никто не понимает и дети вместе с остальными кричат: «Осанна», что означает спасай нас. Все просят Господа о спасении, но не понимают от чего их хочет спасти Господь.

Заканчивается евангельское чтение тем, что Он водворился, то есть отправился на ночь в Вифанию, где Он накануне воскресил Лазаря, который был при смерти уже 4 дня. Господь совершает в Вифании трапезу в сообществе воскресшего друга Лазаря и его сестер. Многие там присутствуют, но первосвященники пришли в ярость. Они сговорились убить не только Христа, но и Лазаря.

Поскольку пальмы у нас не растут, мы можем взять ветви вербы, то есть то, что первое зацвело. Я уже говорил, что по Уставу окропление верб не полагается, но тем не менее есть обычай и мы идём вам навстречу. Кому необходимо, совершим окропление. С вербой много обычаев связано и есть стихи, песни об этом. Вербой украшали иконы, хранили до будущего года. Вербные почки складывали в подушки, приготовляемые для смерти. Если вербу ставили в воду, то она давала почку, листочек, серёжку, из которой варили кашу. На первую пастьбу скотину выгоняли вербой. Разные обычаи были. Они благочестивые.

Наверняка вы где-то прочитаете о том, что в XVII веке было шествие на осляти. В Покровском соборе — это храм Василия Блаженного, приходили царь и Патриарх, облачались в специальные расшитые золотые одежды. Вместо осла подводился конь, которого маскировали под осла. Патриарх садился на этого «осла», а под уздцы вел царь. Вёл от собора Василия Блаженного к Спасским воротам. Как только они подходили к воротам, то колокольный звон начинал разноситься по всей округе.

Современники вспоминают, что в 1883 году 11-летний наследник престола — будущий Петр Великий вел под уздцы коня, затем Иоанн водили, но с 1893 года Петр I отменил красочную церемонию, а затем и патриаршество отменил. Слава Богу, наступили другие времена и патриаршество восстановлено. Я думаю, что у вас будет возможность что-то посмотреть по телеканалу или послушать проповедь священников завтра.

На всех вас призываю Божие благословение, желаю вам здравия душевного и телесного, ангела хранителя. Храни вас Господь.
Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_292348571?act=edit

08.04.2023 | Служение