В Духовно-просветительском центре «Преображенский » прошёл методологический семинар по разработке теории трезвенного просвещения

С 20 по 22 октября 2021 года в Глазове прошел методологический семинар по разработке теории трезвенного просвещения, на который был приглашен актив Братства, члены евхаристических общин и приходских обществ трезвости Глазовской епархии.

Основными темами семинара были обозначены: преобразование внутреннего мира человека в евхаристической общине, опыт построения евхаристической общины в современных условиях, общество трезвости как центр приходской жизни, система трезвенного просвещения в Церкви.

Участниками семинара стали не только духовенство и миряне Глазовской епархии, но и гости из других епархий: Московской, Армавирской, Белгородской, Владивостокской, Каменской, Выборгской и Екатеринбургской.

По традиции семинар начался с братской Литургии. После соборной молитвы со словами приветствия к участникам семинара поочередно обратились епископ Виктор (Сергеев) и протоиерей Игорь Бачинин, напомнив слова Рачинского: «Возрождение человека возможно только на приходе».

Некоторые докладчики по веским причинам смогли принять участие в работе семинара дистанционно. Очень ярким и запоминающимся стало выступление клирика свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга иерея Константина Корепанова. Священник вновь обратил взор присутствующих на проблемы евхаристической общины в условиях современности.

Отец Константин начал свое выступление с того, что подобные семинары хороши тем, что священник может осмыслить свой опыт:

— Что касается евхаристической общины – она должна быть. И евхаристическая община должна быть евхаристической.

В современных условиях любая община сталкивается с двумя основными проблемами:

1. Проблема организационная. Мы пытаемся организовать общину, и забываем, что апостолы ничего не организовывали. Они вышли на проповедь, трудились, Господь «прилагал спасаемых к Церкви». Следовательно, община создаётся Христом. Это христианская община. Она организована не мной, а собрана Христом. Часто, если организатором был какой-то человек, исчезает община, когда исчезает организатор. Этого в Церкви быть не должно. Это системная проблема. Мы начинаем что-то делать сами и не можем уступить место Христу.

2. Проблема «Лишние люди». В евхаристическую общину входят все люди, которые причащаются от одной чаши. Но не все люди должны быть включены в какую-то деятельность. Часто такие люди воспринимаются другими как лишние, т.к. не участвуют в делах общины. При этом они делают какие-то дела дома, исполняя тем самым волю Божью. Необходимо помнить, что главное дело для каждого человека – личная Евхаристия. Господь оставил апостолам основное дело: веровать и причащаться. Это первичное назначение христианина мы никогда не должны забывать. Второе дело, после Причащения – созидание самого себя в любви. Мы требуем от людей участвовать в делах общины. Они уступают нам. Оставляют домашнюю работу, близких. И получается, что они созидают себя в любви, а мы не созидаем. Проблема «Лишние люди» — это проблема нашей нелюбви. Любовь нельзя требовать, любовь отдает. Эти две ошибки встречаются довольно часто. Община оказывает определённое давление. Люди не понимают, как из этого выйти. В итоге складываются конфликтные ситуации. Нужно помнить, что община собирается Христом, а не нами организуется.

О. Константин добавил, что Евхаристическая община в современных условиях столкнулась со следующими вызовами:

1) Ковид, который породил множество проблем в православной среде и напряженность будет только возрастать. Община должна стоять на защите убеждений и помнить, что у человека есть своя совесть, на которую он и ориентируется, пока церковь не определит иное. Очень легко всех подстричь под одну гребёнку. Но «Церковь – это не место, где все ходят строем. Это место, где учат любви. В сложившихся условиях мы должны защищать Христа, иначе мы очень проиграем». В партии тоже есть единство убеждений, но это не Церковь.

2) Духовничество. Обязательное наличие духовника декларируется как необходимое условие духовной жизни. Но стоит вспомнить, что в советское время мало у кого был духовник. Нельзя забывать, что «священник может давать совет, но он не руководит жизнью своих прихожан. Это не его дети, не его овцы. Мы – дети Христа. Когда руководят — имеют власть. Руководитель – это тот, кто принимает решение, которое другой должен исполнять. «Ты должен сам,- отметил о. Константин. – я (священник) только как педагог, учитель. В общине нет руководителей. Иначе это перестаёт быть общиной». Церковь – место действия Святого Духа. И когда наша деятельность становится главной, община становится слабой. «Апостол Павел что делал? Он проповедовал и день, и ночь. Он не организовывал, а заботился. «Я ищу не вашего, но вас,» — писал он. То есть, чтобы вы хранили верность Христу, а не общине».

3) Каноничность. Наша обшина – это не наша община. Глава её – епископ. Дар управления нисходит на него во время хиротонии. Именно епископ дает мне (священнику или мирянину) право от его лица управлять. Человек, не понимающий этого и увлеченный управлением, становится в оппозицию власти. Тем, кто управляет, становятся нужны люди.

В заключение о. Константин добавил: мы задаемся вопросом: «Почему человек меняется? Или не меняется?». Но «меняет человека только Христос», а роль пастыря в том, чтобы утвердить человека в вере во Христа, показать, как прийти к Нему.

22.10.2021 | События