В день памяти вмч. Феодора Тирона в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова совершена Литургия Преждеосвященных Даров

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста и день памяти великомученика Феодора Тирона епископ Глазовский и Игринский Виктор молился за великопостными утреней, часами и изобразительными и совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили: иерей Андрей Полин и настоятель Александровской церкви г. Глазова иерей Вячеслав Клюев.

Богослужебные песнопения исполнили Эльвира Хакимова и Наталия Федосеева.

По заамвонной молитве владыка возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и благословил коливо. Каждый прихожанин получил освященное коливо для подкрепления телесных сил.

По завершении богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

— Досточтимые отцы! Возлюбленные братья и сестры! Мы, слава Богу, послужили первую великопостную седмицу этого Великого поста. Сегодня вечером у нас будет полиелейная служба сорока Севастийским мученикам, которую мы служим уже в праздничных фиолетовых облачениях. Завтра у нас Литургия Иоанна Затаустого, а в воскресенье — Василия Великого, во время которой мы будем заготавливать агнцы для Преждеосвященной литургии.

В воскресенье после поздней Божественной литургии у нас полагается чин торжества православия. Я вас всех приглашаю к участию в этом чине.

Сегодня из книги Бытия мы с вами слышали, наверное, самое пронзительное, самое умилительное чтение о том, как произошло грехопадение. Как сотворил Господь, во-первых, после того, как было повеление Адаму наречь имена всем животным и всему, что есть на земле. Вы знаете, что когда Господь творил, то Он воды нарёк морями. Леса, травы, птицы, рыбы — это уже было наречено Господом. Луну и солнце Господь нарёк. Но конкретно каждую рыбу, конкретно каждую траву, конкретно каждое дерево, конкретно каждую звезду — это должен был сделать человек. И это было поручено Адаму, ибо Адам был сотворён совершенным. В нём не было никакого убытка, не было никакого порока, не было никакого греха.

После того, как Адам выполнил это повеление от Господа, то Господь обнаружил его загрустившим, ибо не было человеку помощника по нему. Все звери парами были, а у него пары не было. И вот тогда Господь навёл на него некий глубокий сон, во время которого сотворил ему жену. И когда Адам очнулся от сна, увидев перед собой вот эту женщину, он тут же, как пророк, имеющий совершенное знание, сказал: «Это жена».

По-еврейски муж звучит «иш», а жена – «иша», то есть это однокоренные слова. Вот у нас муж и жена разнокоренные слова. «Это жена, ибо от мужа своего была взята».

И дальше Адам пророчествует: «Оставит человек отца своего, матерь свою и прилепится к жене своей». Вот эти слова мы читаем всякий раз на чине Венчания, ибо самому Адаму и Еве не было у них таких отца и матери, какие есть у нас. Это было пророчество для нас всех. И то, что Бог сочетал человек да не разлучает. Вот это заповедь.

Был насаждён рай человеку. Адам был назначен садовником в этом раю. Ему надлежало ухаживать за садом, украшать, умножать это все. И было сказано, ради воспитания его воли, ради воспитания его смирения: «От всякого плода ешьте, а от древа познания добра и зла не вкушайте». И вот когда змей стал собеседовать с Евой, то он спросил: «Правда ли вам сказал Бог, что можете есть от всего»? Ева ответила: «Нет. От всего вкушайте, а от древа познания добра и зла не вкушайте, не прикасайтесь к нему, ибо смертью умрете». Взяла и добавила к Божией Заповеди. Не говорил Бог: «Не прикасайтесь». Она взяла и добавила. Усилила. И тогда, воспользовавшись этой оплошностью Евы, змей по-древнееврейски преданию, толкнул Еву под локоть, и она рукой коснулась этого плода. И тогда змей говорит: «Ну ты не умерла. Возьми, посмотри и попробуй». И увидела Ева, как говорится в Священном Писании, что плод этот приятен взгляду, приятен на вкус и даёт знание.

И вот на три эти уловки до сегодняшнего дня человек ловится. То, что Иоанн Богослов, в своём послании обозначил таким вот образом: похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Вот на три эти удавки ловится душа человеческая. Точно также пытался враг поймать Господа, когда Он простился в пустыне сорок дней. Пытался соблазнить хлебами, пытался соблазнить властью Его, пытался соблазнить Его знанием, говоря: «Дам тебе всю мудрость мира, только поклонись мне».

И вот когда совершился этот грех и устыдились люди, им нечего было до этого стыдиться. Мы первоначально до грехопадения видим, что они не одеты ни во что, а потом они сделали из смоковницы опаясания, потому что грех их разделил. До этого они были родные, плоть от плоти, а грех их разделил, и они стали чужими. Они друг друга стали стыдиться. Они стали стыдиться Бога. Они стали стыдиться солнечного света.

Премудрый Соломон говорит: » Я был зачат от любви и во время ночи, во тьме во время сна». То есть человек он солнечного света стыдится и поэтому любви отводится время ночью. Даже если вспомните народные песни, тоже эту тему как-то пропевают.

И когда Бог начал звать Адама к покаянию, что услышал? А вот жена. И до сегодняшнего дня, если что-то, то есть на кого свалить. Вот она, жена. Жену спрашивает, а она сваливает вину на змея. И тогда Бог выносит проклятие. Змею на персях утробы своей будешь ползать ты в земле и будешь вкушать прах земной. Жене было сказано, что будешь рожать в муках своих детей. А Адаму было сказано, что тернии и волчцы будет рождать тебе земля и в поте лица своего будешь вкушать хлеб. Очень страшное проклятие.

Правда было и обетование. Было обитание, что семя жены сотрёт главу змея. И когда родился Каин, то Адам и Ева, надеялись, не он ли выполнит то, о чём сказал Бог. Но что случилось?
Каин стал братоубийцей. И вот тогда Адам, плача уже перед будущими поколениями за свой грех, он раскаивался: «Что я надел, что вы будете из-за меня, из-за моей невоздержности будете страдать через многие поколения, через роды, через столетия, через века».

Вот об этом мы сегодня с вами слышали, и церковь считает необходимо напоминать об этом ежегодно. Поэтому книгу Бытия, книгу Причт Соломоновых, книгу праведного Иова, книгу пророка Исаий надо читать обязательно во время Великого поста.

Со следующей недели мы начинаем читать все четыре Евангелия. Вот, если кто-то свободен не будет, значит читайте уже дома. На всех призываю Божие благословение, всем вам здравия душевного и телесного, ангела хранителя.

Фотоальбом https://vk.com/album-77906142_302083110?act=edit

 

 

22.03.2024 | Служение