ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Установлением Торжества Православия завершилась эпоха Вселенских Соборов, сосредоточенная на двух основных темах Откровения во Христе: на учении о Боге-Троице и на учении о Богочеловечестве. Вера Семи Вселенских Соборов и Святых отцов это вечный и непреложный фундамент Православия.

Девять веков шло словесное оформление православного христианского вероучения и формирование внешнего устроения Православной Церкви. И вот, догматы сформулированы, основные богослужебные уставы написаны, а христианские храмы и снаружи и внутри приобрели свой окончательный, привычный для нас, вид.

И как при создании мира «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31), так и теперь по завершении указанных процессов, Святые Отцы, соборно, всей Церковью, словно самосознавая, рефлексируя, оглядываясь на прошедшие с Боговоплощения века, говорят в Духе Святом о Невесте Христовой – Его Святой Церкви: «Воплотившийся Бог на Своей Крови создал Церковь Свою для утверждения православной веры, и вот, хороша весьма». И в знак этого устанавливается день Торжества Православия.

Православие есть чистое христианство, без привнесения в него человеческих измышлений. Оно основано на Священном Писании и Священном Предании, идущем от апостолов, посланных по сошествии на них Святого Духа проповедовать Истину всем народам.

Православное руководство для земной жизни проверено опытом многих подвижников, увенчанных от Бога святостью, засвидетельствованной чудесами. Быть православным означает иметь верное знание о невидимом мире и о том, где пролегает путь на Небеса.

Православие дает не только духовное знание, но и духовные силы вести правильный образ жизни, ибо через Церковь Православную подаются дары Святого Духа, укрепляющие нас в добре. Всякое отступление от Православия влечет повреждение духовного зрения и ослабление духовных сил.

Как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое. Растлившихся обновляет, особенно посредством Таинств Церковных. Омраченных просвещает; уязвленных грехами врачует; оледеневших сердцем согревает; смердящих страстями делает благоухающими от благодати Духа Святого; омертвевших оживотворяет; ослабевших укрепляет. Делает свободным от власти падших духов, наполняет любовью и надеждой. Лукавых делает простыми; боязливых – смелыми; злых – добрыми; блудных – целомудренными; скупых – щедрыми; безумных – мудрыми; самолюбивых – самоотверженными; привязанных к земле устремляет к Небу. Вот какие чудеса творит в человеке вера православная! А чтобы убедиться в этом, читайте истории жизни святых и историю Вселенской Церкви.

Ликуя сегодня о Торжестве Православия, мы радуемся, что полнота Божества может обитать среди нас телесно, и что, вглядываясь в иконы, и прежде всего – в живые иконы, каковыми являются люди, мы можем поклоняться Живому Богу среди людей, в людях. Не напрасно Отцы Церкви говорили: «Кто видел брата своего, тот видел Бога Своего»… Другой человек есть не только мой брат, но и мой Бог. В нем скрыты Образ Бога, печать Бога, Божий замысел. В нем таится Божья красота, надо только научиться ее видеть.

Будем поэтому хранить благоговейное отношение друг ко другу, потому что мы – и храмы Божии, и явление Его, и образ Его, иконы Его. Будем отдаваться Богу всецело, чтобы Его Победа была совершенна.

Чтобы Он не только вошел в мир Боговоплощением, но и вошел в наши жизни, наполнив их содержанием и смыслом. Чтобы Он Воскрес и Восторжествовал над смертью не только в истории человечества, но и в сердце каждого из нас.

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

26.03.2024 | Страничка главного редактора