ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ — торжество жизни и свободы

В первую неделю Великого поста Церковь празднует Торжество Православия, что сопровождает совершение соответствующего молебного пения.

Торжество Православия установлено в Византии в IX веке, в память окончательной победы над иконоборчеством. После VII Вселенского Собора, в 787 году закрепившего почитание икон, гонения иконоборцев на православных христиан ослабли, но только в середине следующего века иконопочитатели были освобождены из заточения и ссылок и возвращены на прежние должности, в то время как иконоборцам было предложено либо оставить свое заблуждение, либо прекратить церковное служение.

Патриарх Константинопольский Мефодий составил тогда особое праздничное богослужение (Чин Торжества Православия), дополненный в 12 и 14 веках текстами, изображающими главные догматы христианства. Этот чин отражает торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только собственно православное учение об иконопочитании, но и все догматы православной веры. Возглашается «Вечная память» всем в вере отошедшим ко Господу и многолетие – всем живущим в вере и благочестии мужам и женам.

Особое место в этой службе Торжества Православия занимает чин анафематствования. Анафема соборно провозглашается всем, совершившим тяжкие прегрешения перед Церковью. Наверно, многие думают, что анафематствование осталось далеко в прежних веках.

В связи с этим православным христианам, живущим в России и являющимся чадами Русской Православной Церкви, необходимо также знать, что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за рубежом (сегодня это самоуправляемая церковь в составе Московского Патриархата) 19 декабря 1969 года (1 января 1970) имел суждение о заявлении протеста против празднования юбилея по случаю столетия со дня рождения Ленина: «Русские православные люди не могут согласиться с тем, чтобы величайший преступник Ленин мог быть назван великим гуманистом и чтобы свободный мир отмечал день его рождения».

По результатам обсуждения данного вопроса Архиерейский Синод РПЦЗ определил: «В воскресенье 16/29 марта 1970 года в Крестопоклонную неделю во всех храмах после отпуста молебна возгласить анафему Ленину и всем гонителям Христовой Церкви по следующей форме:

«Владимиру Ленину и прочим гонителям Христовой Церкве, нечестивым отступникам, поднявшим руку на Помазанника Божия, убивающим священнослужителей, попирающим святыни, разрушающим храмы Божии, истязующим братию нашу и осквернившим Отечество наше, анафема. Хор поет трижды «Анафема».».

Почему Церковь установила Торжество Православия не рядом с такими доминантами годового круга богослужения, как Пасха и Рождество Христово, а в завершение первой седмицы Великого поста? Потому что именно сугубое покаяние и исправление жизни по заповедям Христа, познание через это истины Господней, которая делает нас свободными (Ин. 8:32), и отражает суть Торжества Православия. Истинное Православие нераздельно связано с личным деятельным покаянием человека пред Богом.

Когда путь жизни человека исправляется так, что становится путем исполнения евангельских заповедей, это и есть Торжество Православия. Прп. Симеон Новый Богослов учит: «Православный – не тот, кто не вносит новых догматов в Церковь Божию, а тот, чья жизнь соответствует евангельскому вероучению».

Мы, православные христиане, сохранены Церковью от духовных заблуждений, и в день Торжества Православия мы благодарим Бога за это. И нам необходимо противопоставить мужество и решимость святых духу саможаления и самооправдания в том, что мы якобы не можем бороться со своими грехами. «Все могу в укрепляющем меня Господе», — говорит апостол Павел (Фил. 4:3). И нам надо понять и усвоить, что все возможно для христианина, если настойчиво проявлять решимость и всеми силами стараться быть верными Господу.

Вспомним, что Торжество Православия – это торжество святых, с помощью Божией победивших мир.

Вспомним, что и мы все Самим Богом призваны встать в их ряды.

Вспомним и откликнемся на этот призыв.

Аминь.

29.03.2024 | Страничка главного редактора