Судьба сельского священника

Краевед Татьяна Мельм, г. Глазов.

 

Тукмачёв Фёдор Алексеевич. Май 1930 г. Фото из архива УФСБ РФ по УР. Д. № 4256

Трагические события 1930-х гг. вошли в историю как время богоборчества, противостояния и стали первой волной репрессий, ударившей по сельским священникам. В их числе судьба Тукмачева Федора Алексеевича

— священника Троицкой церкви с. Юкаменского.

Доброта и отзывчивость отца Фёдора Ф.А.             Тукмачев      родился      14 сентября                 1870             г.      в      с.      Спасо- Подчуршинском Слободского уезда, в семье священника. В 1890 г. он окончил Вятскую духовную семинарию и начал службу               дьяконом      в   с.           Пышкет Глазовского             уезда,             позднее рукоположен в сан священника в с. Ухтым. По назначению Епархиального начальства                        отец              Федор    проходил

должности учителя, законоучителя, заведующего школой в Пышкете, с. Ухтым, в д. Плосской. Вместе с ним по жизни шла его жена, Антонина Алексеевна, дочь Юкаменского священника Алексея Алексеевича Васнецова (1843-1913).

В 1905 г. отец Алексий Васнецов вышел за штат, и на вакантное место был переведен священник Федор Тукмачев. Семья Тукмачева переехала в Юкаменское и поселилась в доме Васнецовых. Отец Федор принял безвозмездное заведывание Унинской миссионерской школой и должность законоучителя в ней. А позднее преподавал Закон Божий в Юкаменской и Пажминской, в Сымиурской (Подрешурской), Одинцовской и Эшмаковской церковноприходских школах.

В то время в селе Юкаменское было всего 10 домов, в которых проживало священство со своими семьями общей численностью 60 человек и временно проживающие, которые своих домов в селе не имели. Штат Троицкой церкви состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Отец Федор окормлял более 3-х тысяч прихожан, из которых русские и бесермяне составляли небольшую часть. Большинство верующих составляли вотяки, и отцу Федору пришлось выучить удмуртский язык.

За время службы в духовном ведомстве отмечалось отличное поведение священника Федора Тукмачева. Он был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, а затем посвящен в сан протоиерея. Местные жители отмечали доброту, отзывчивость отца Федора и скромность членов его семьи.

По воспоминаниям местных старожилов, Тукмачевы «имели прекрасный сад, который со стороны реки был защищен сосновой посадкой и липовыми аллеями. В центре сада был небольшой домик, в котором стояло пианино. Под горой имелся пруд-садок. В нем водилось много рыбы».

 

Лишенцы

В феврале 1918 г. в Юкаменской волости было объявлено об установлении Советской власти. Служители религиозного культа и члены их семей были лишены избирательных прав и стали называться «лишенцами». В конце февраля доходы юкаменского духовенства были обложены налогом, а летом у них отобрали церковную сенокосную землю.

Несмотря на изменившиеся внешние обстоятельства, священник Федор Тукмачев по-прежнему оставался духовным пастырем. Отец Федор исполнял свой долг и во время гражданской войны, и в страшные периоды разрухи, голода и эпидемий, когда население особенно нуждалось в поддержке.

В 1929 г. протоиерей Ф.А. Тукмачев был осужден на один год лишения свободы. За время заключения отца Федора, в Юкаменском произошли события, последствия которых трагически отразились в его дальнейшей судьбе. Как следует из материалов Юкаменского волостного исполкома, семью священника выселили из дома, имущество подлежало продаже и было сложено под лабазом.

Наступивший 1930 г. начался в районе с антирелигиозной Рождественской кампании, целью которой было устранение влияния духовенства на население. 6 января на районном съезде безбожников единогласно проголосовали «за отобрание церкви с. Юкаменского» у верующих. Президиум ВЦИК утвердил решение Ёрос исполкома о закрытии Троицкой церкви. 2 февраля 1930 г. было получено решение «об изъятии церкви с. Юкаменск и расторжение договора с общиной верующих».

Затем началась ликвидация кулачества как класса. К непомерно большим налогам добавился план обязательных лесозаготовок. Для каждого трудоспособного – 50 кубометров, а для населения, отнесенного к кулацкой части и лишенцев, – 100.

К 18 февраля задолженность духовенства по налогам увеличилась настолько, что на заседании Юкаменского Ёрос исполкома было принято решение «за неуплату налогов изъять дома и постройки у дьякона Лекомцева Андрея Корниловича, священников Кострова Алексея Николаевича и Ясницкого Алексея Алексеевича в пользу государства и выселить их семьи в течении 48 часов». Вслед за священнослужителями последовало выселение кулаков из деревень.

 

Ломка уклада жизни

26 марта 1930 г. священник Тукмачев, отбыв наказание, приехал в д. Чупино по месту жительства своей жены. К этому времени грубый произвол местной власти, ломка традиционного жизненного уклада сельских жителей, запрет на религиозные потребности, непомерно высокие налоги – привели к недовольству населения, вызывая протест и нарастание напряженности.

Разрядка наступила 29 марта в день ежегодных общих поминок (великопостной родительской субботы). Лишенные возможности традиционным образом почтить память близких, около 600 человек ворвались в церковь, оборудованную под клуб. Под крики

«Ура!» разъяренные женщины «смяли и избили постового милиционера, вступившегося за него бригадира, а также библиотекаря и секретаря райкома комсомола».

Последовали аресты. По воспоминаниям очевидцев, для усмирения бунта была организована дружина из коммунистов, комсомольцев и руководящих работников района.

«В течение четырех часов на базарной площади собравшимся настойчиво разъясняли задачи партии по коллективизации и разоблачали гнусную роль организаторов мятежа, несмотря на угрозы, оскорбления и даже удары камнями».

В тот же день 29 марта была получена директива обкома ВКП(б) о «немедленном открытии в двухдневный срок всех церквей повсеместно». Незамедлительно для расследования произошедшего был выслан сотрудник ГПУ, размещен следственный участок в бывшем доме дьякона Яшина И.П. и оборудовано арестное помещение. Местная власть спустя неделю объявила о начале очередной антирелигиозной Пасхальной компании.

Верующие, встав на защиту православного храма, продолжали требовать открытие церкви, и беспорядки повторились на Пасху. 20 мая женщины, ворвавшись в клуб с требованием открыть церковь, «начали выбрасывать скамейки и срывать со стен богохульные коммунистические плакаты».

 

Арест Тукмачёва

23 мая последовал арест священника Тукмачева. Его признали руководителем и организатором народного восстания. В обвинительном заключении массовые выступления в с. Юкаменское были расценены как «репетиция (29 марта) с целью организации восстания и свержение (20 мая) Советской власти».

Решением особой тройки при ОГПУ Нижкрая от 17 августа 1930 г. Тукмачев Федор Алексеевич был приговорен к расстрелу. В отношении священника Тукмачева уголовное дело не возбуждалось, обвинение не предъявлялось, «данных о приведении приговора в исполнение и о месте захоронения в деле нет».

Вместе с Тукмачевым Ф.А. приговорили к расстрелу «кулака» Василия Алексеевича Болтачева. Дьякон Лекомцев А.К. получил 10 лет лагеря. Просвирня Трушкова Анна Ивановна была выслана в Северный край на 3 года. Церковный староста Малых Михаил Иванович по делу не привлекался. Остальные обвиняемые получили срок от 5 до 10 лет лагеря или высылке на 3 года в Северный край. «Тройка» ОГПУ действовала, как всегда, стремительно и жестоко.

Дело священника Тукмачева и дьякона Лекомцева было пересмотрено прокурором Удмуртской Республики и 26 апреля 1989 г. вынесено заключение о их реабилитации. На момент реабилитации данные о родственниках не установлены.

Из сорока лет службы двадцать пять лет протоиерей Федор Алексеевич Тукмачев прослужил в Юкаменском и до конца дней «руководился чисто религиозными положениями и основанием в эту деятельность полагал один основной принцип – невмешательства гражданских и политических дел».

В настоящее время в с. Юкаменское вновь отстроен храм, освященный во имя Святой Троицы. В сохранившемся доме Васнецовых открыт краеведческий музей, один из залов которого посвящен трагической судьбе скромного сельского православного священника.

Краевед Татьяна Мельм, г. Глазов.

http://ukam-gazeta.ru/articles/media/2017/8/1/sudba-selskogo-svyaschennika/

23.10.2021 | Публикации