Страстная седмица. Что нас ждет в храме?

Страстная седмица — несколько дней, отделяющие нас от Пасхи, которые посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»). Именно поэтому все дни Страстной седмицы называются великими. Чему посвящен каждый из них, какие богослужения, бывающие лишь раз в год, до́лжно посетить православному человеку?

Великий Понедельник (10 апреля). Среди основных тем и сюжетов, которые воспоминаются в молитвословиях и чтениях из Священного Писания в этот день, – проклятие бесплодной смоковницы, притчи о двух сыновьях и злых виноградарях (Мф.21: 18-41), ответ Спасителя ученикам о знамениях Второго Его пришествия и кончины мира, а также Его слова о камне, которым пренебрегли строители, но он встанет во главу угла.

В первые четыре дня также звучат паремии (чтения из Ветхого Завета), повествующие об исходе народа Израильского из египетского пленения и об истории Иова Многострадального – оба этих сюжета осмысляются новозаветными гимнографами как прообразы смерти и Воскресения Христа.

В приходских храмах совершаются утреня, часы, изобразительны, вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Во время Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается обычно в среду и пятницу, но на Страстной седмице мы можем причаститься за таким богослужением с понедельника по среду включительно.

Великий Вторник (11 апреля). В Евангелии на утрени рассказывается, как фарисеи и саддукеи пытаются «поймать на слове» Спасителя. Именно тогда Господь говорит слова: «Отдайте кесарю кесарево, а Богу – Богово», а также обличает книжников и фарисеев, которые учили поступать правильно, но сами так не делали.

В богослужениях этого дня звучат пророчество о Страшном суде, предупреждение не рассчитывать времена и сроки конца мира, притча о верном и благоразумном рабе, показывающая, что важно всегда быть готовым дать ответ о своих делах, притча о талантах, побуждающая нас не зарывать в землю способности и возможности, даваемые нам Богом, но использовать их так, чтобы они дали богатые плоды. И также притча, иносказательно раскрывающая тему Царствия Небесного – о десяти девах, ждущих Жениха со светильниками в руках (Мф.24:36-26:2).

Кстати именно образы этой притчи используются в тропаре «Се Жених грядет в полунощи». А еще у понедельника, вторника и среды — общий тропарь. В церковной традиции так называют небольшой гимн, в котором отражен главный смысл того или иного праздника. Тропарь первых трех дней Страстной седмицы.

Великая среда (12 апреля). Основные темы молитвословий этого дня – покаяние блудницы и помазание ею Иисуса миром в доме Симона (Лк. 7:36-50 и Мф. 26:6-13), символически приуготовляющее Христа к погребению, а также договор Иуды с иудеями о том, чтобы он предал Спасителя за 30 сребреников (Мф. 26: 14-16).

Прихожане могут помолиться за утреней, часами, изобразительными, вечерней с Литургией Преждеосвященных Даров.

В среду последний раз в этом посту читается молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

На вечерней службе в этот день верующие стараются принять участие в Таинстве покаяния (исповеди).

Великий Четверг (13 апреля). Вспоминается приготовление апостолами пасхальной трапезы, умовение ног учеников Христом и установление Им Евхаристии на Тайной вечери, молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день все православные христиане стремятся причаститься Тайной вечери Господней.

В кафедральных соборах за богослужением совершается чин умовения ног (Патриарх или епархиальный архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям). Патриарх также совершает освящение мира, варение которого по традиции начинается еще в Великий Понедельник.

Вечером в этот день совершается утреня Великой Пятницы, которую часто называют службой Двенадцати Евангелий – по числу звучащих во время нее евангельских чтений о страданиях и смерти Спасителя.

Великая Пятница (14 апреля). Церковь совершает воспоминание ареста Господа и неправедного суда над Ним, Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть на Кресте и погребение Христа в гробнице Иосифа Аримафейского.

Это день великой скорби и строгого поста (церковный устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно принятой традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до выноса Плащаницы).

Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе. Единственное исключение – в случае совпадения Страстной пятницы с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы.

Утром происходит чтение Великих (царских) часов, главная их особенность – в добавлении чтений из Священного Писания.

В середине дня (обычно в 14 часов) совершается чин выноса Плащаницы.

Вечером (обычно в 18 часов) совершается чин Погребения. После пения великого славословия Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже…».

Великая суббота (15 апреля). Церковь предлагает своим чадам вспомнить пребывание Господа телом во гробе, сошествие Его душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.

Утром совершаются часы, изобразительны, вечерня и Литургия святителя Василия Великого. В числе богослужебных особенностей этого дня – чтение пятнадцати паремий, отрывков из разных книг Ветхого Завета, в которых мы видим прообразы Страстей Христовых, Его смерти и Воскресения, пророчества о наступлении Царства Господа.

По традиции после Литургии благословляются традиционные блюда будущей пасхальной трапезы – куличи, яйца, творожные пасхи. Согласно же церковному Уставу, это чин благословления праздничных снедей совершается в пасхальную ночь после Литургии и освящения артоса.

И вот, наконец, наступает СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. Богослужение пасхальной ночи начинается с полунощницы пением канона Великой Субботы, где ещё раз воспоминается Погребение Спасителя. Затем происходит пасхальный крестный ход – шествие, символически повторяющее путь жён мироносиц ко гробу, после чего наступает черед пасхальной утрени, часов и Литургии святителя Иоанна Златоуста, во время которых прославляется Воскресение Христово как наше избавление от греха и смерти.

(по материалам сайта prihod.ru)

11.04.2023 | Публикации