«Роль религиозной образованности в развитии евхаристической общины» (протоиерей Игорь Бачинин, г. Екатеринбург)

В самом начале своего выступления протоиерей Игорь Бачинин привел статистические данные исследований, проведенных в нашей стране в разные годы. Данные, полученные в ходе исследований свидетельствуют о том, что в 1991 году верующее население в России составляло 17%, в 2013 – 68%, в 2016 – 79%, а в 2019 – 63%. Из всех жителей России посты соблюдают лишь 2% от общего числа верующих. Наблюдается рост неверующих среди молодёжи с 7% до 14%.

В рамках сложившейся ситуации встает вопрос: «Как повысить количество христиан, живущих практической религиозной жизнью?». Есть лишь два пути создания мотивации: внешний враг (на грани жизни и смерти появляются понимание, ответственность и активность) или обучение людей (т.е. нужно повышать религиозную образованность).

Что же представляет собой смысловое поле религиозной образованности? Чтобы ответить на данный вопрос участники семинара попытались разобраться в понятиях: религиозность, религиозное образование, религиозная образованность, религиозные образовательные учреждения, образование, служение.

Тезисы, раскрывающие суть определений:

— Религиозность – вовлечение в религию и следование религиозным ориентирам.

— Религиозное образование – образовательная система, основанная на догматах какой-либо одной конкретной религии, ставящей целью передачу знаний.

— Религиозные образовательные учреждения – воскресные школы, центры подготовки церковных специалистов.

— Образование – система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетентности.

— Служение – это есть исполнение евангельской заповеди о любви к Богу и ближнему, является формой принадлежности человека к евхаристическому собранию.

— Религиозная образованность – категория, характеризующая внутренние качества человека, знающего основы религиозной традиции, имеющего практический опыт церковной и духовной жизни и несущего своё служение в евхаристической общине.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что мы христиане обязаны учиться, пока мы живем.

Можно выделить три уровня религиозной образованности:

1) Человек определяется в своём религиозном выборе, но не имеет необходимых знаний и опыта религиозной жизни.

2) Человек получил начальное религиозное образование и в соответствии с ним живёт религиозной жизнью.

3) Человек имеет религиозное образование и практический опыт религиозной жизни, является членом евхаристической общины и несёт в ней своё служение.

Формами повышения религиозной образованности и приобщения к практическому опыту духовной жизни традиционно считаются: оглашение, катехизация, и нравственно-богословские курсы.

Также о. Игорь поделился своим опытом подготовки к таинству Крещения. Самый первый вопрос, который священник адресует человеку при первой встрече звучит так: «Как вы хотите отнестись ко Крещению формально или неформально?» Если человек желает покреститься неформально, батюшка предлагает ему прочитать и выучить Символ веры и Заповеди. После этого беседует, спрашивает: «Что узнали о вере? Хотите ли ещё узнавать?» Если человек соглашается, он совершает над ним чин оглашения. Постепенно человек начинает приобщаться к литургической жизни Церкви, посещая воскресную службу. Находясь в статусе оглашенного, он покидает храм после слов: «Оглашенные, изыдите!». Длительность такой практики связана с прочтением Евангелия. Через неделю по прочтении Евангелия, желающий приступить к таинству Крещения, готовит вопросы, и батюшка снова с ним беседует и совершает таинство Крещения. Во время совершения Миропомазания, в котором человек получает дары Духа Святого, священник просит быть внимательным к своим ощущениям. Затем спрашивает: «Что вы чувствовали?» Самые распространенные ответы: «Чувство чистоты, внутренней полноты, радости». Это и есть Божественное действие. В этот день служится Крещальная литургия, и человек сразу после Крещения причащается. Затем 7 дней подряд, а младенцы 40 дней, могут причащаться. Через неделю, в воскресенье, священник читает над новокрещенным молитву восьмого дня – молитву на пострижение волос (отдание себя Богу).

При такой практике Крещения количество крещающихся не велико, но все они остаются в храме, становятся активными членами евхаристической общины.

Таким образом, чем больше человек узнает о своей вере, тем осознаннее, ответственнее, активнее он начинает жить по этой вере.

17.11.2021 | Публикации, Религиозное образование и катехизация