«Роль прихода в Церкви» (иерей Михаил Легеев, Выборгская епархия)

Само понятие «трезвость» указывает нам на ясный взгляд на мир, на ясное сознание человека, на прояснение человеческого взора. Трезвость противоположна всему иллюзорному. Уход от трезвости представляет собой уход и человека, и социума от реальной жизни. А реальность человеческой жизни коренится прежде всего в отношениях человека с Богом. Уход от трезвости расслабляет человека, его труд и уводит его в мир иллюзий, уводит от самой жизни.

Чтоб жить, трудиться, решать проблемы, нужно смотреть вперёд и вверх. Смотреть вперёд – это всегда быть направленным к Самому Богу. Но когда человеческий дух отворачивается от этого генерального вектора, направленности к Богу, оборачивается вспять, вниз, тогда он теряет силу, которую он имел от Бога, и отягощается уже властью плоти, властью нижестоящего. Человеческий дух начинает искать суррогаты вместо реальной ответственности, начинается вертуализация внутреннего мира человека.

Всё это является типологическим процессом, который проявляется не только в отдельно взятом человеке, в отдельно взятой личности, но этот процесс способен происходить и в Церкви. Мы должны этому противостоять.

Что такое Церковь? Что такое община церковная? Каково её место в Церкви как таковой?

Во-первых, мы можем уже отдельного человека называть церковью. Святые отцы говорят, что человек уже есть церковь, будучи взятый в своём внутреннем масштабе, в масштабе собрания своих внутренних сил.

Церковь в переводе с греческого буквально значит «собрание». Собрание, которое предполагает некое собирание во едино того, что может быть и разрозненно, что может пребывать и вне этой цельности. Понятно, что это состояние является для нас идеалом. Даже становясь церковью, т.е. воцерковившись, мы всё равно продолжаем путь собирания себя.

В древности христиан называли святыми. Уже некий опыт общения человека с Богом вставляет его в формат, хотя бы частичный, но всё-таки святости, очищенности от мира.

Семья тоже представляет собой отдельного человека как церковь, потому что муж и жена две половинки одного целого. Семья как отдельно взятый человек представляет собой и типологический образ чего-то большего: образ общины, образ прихода и образ, в конечном итоге, и всей Церкви. Хотелось бы более подробно остановиться на семье.

Существует определённая типология отношений человеческих сил внутри отдельно взятого человека, типология отношений членов семьи друг с другом, типология отношений в общине церковной (например, между пастырями и прихожанами), типология отношений во всецелой Церкви (между Христом и всем церковным телом). И неслучайно эта типологичность, некий параллелизм, подчеркивается даже одними и теми же образами, словами: «Тело Христово», «Христос Глава», а в отношении семьи: «муж — глава», «жена – тело его».

Если говорить об отношениях внутри семьи (а семья является образом того, что происходит в общине, и того, что происходит в Церкви), то мы видим определённые закономерности во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В различных ситуациях женщина является неким инициатором, началом того или иного процесса (и в хорошем, и в плохом), а мужчина – усовершителем этого начала. Так произошло при грехопадении, когда от Евы исходила инициатива, а Адам завершил этот процесс. Так произошло и при Боговоплощении, когда Пресвятая Богородица, совокупляя труд всех ветхозаветных праведников, изъявляет согласие на рождение Сына Божия. И этот Её шаг продолжается уже подвигом Христа.

Если возьмём близкие к нам времена, то можно обратить внимание на следующий процесс: в XIX веке происходит отход мира от Церкви. В рамках этого процесса происходит натиск антипредания. Опыт антицерковных людей давит на Церковь, пытается разрушить её. Это влияет на людей церковных. Так или иначе, такое давление ослабляет человека.

В отношении отдельного человека примерно в середине XIX века происходят два глобальных взаимосвязанных явления: эмансипация (женское явление) и пьянство (мужское явление). Враг пытается разрушить отношения семьи, которая есть образ общинного бытия. С одной стороны, пытается разрушить движение послушания в отношении женщины, с другой стороны, пытается разрушить смиренный труд, который присущ мужчинам, мужьям, и уводит их в область иллюзий и виртуального бытия.

Искажается иерархия внутренних сил человека, а в отношении человеческого духа – иерархия между силами души и тела.

Что можно сказать об общине? Общинное бытие Церкви можно понимать в самом широком смысле: от отдельной общины, прихода до епархии и поместной Церкви. Всё это общинное бытие. Всё это возглавляется и управляется священной иерархией.

Как семья и отдельный человек могут быть рассмотрены как церковь, так и сама община может быть рассмотрена как отдельный человек.

В середине XVIII века этот процесс апостасии ( вероотступничества) и натиск антипредания столетием ранее (до эмансипации и пьянства) стал существенно влиять на состояние церковных общин. Произошло это в греческой части православного мира, в результате чего возникает греческое просветительское движение. Святые отцы обратили внимание на то, что этот натиск антипредания пытается развалить общинную жизнь Церкви.

В греховном состоянии человек радиоактивен, неустойчив в своём духовном положении. До поры до времени эта неустойчивость может быть незаметна. Но когда усиливаются искушения окружающего мира, то может начаться распад внутреннего человека, да и общины.

Отцы заметили, что начинается процесс распада, и развернули широкую деятельность, обращая внимание на следующие моменты:

1) На необходимость труда каждого человека, члена общины в послушании священноначалию,

2) На необходимость просвещения самых широких слоёв населения,

3) Начинается адаптация святоотеческих текстов к сознанию современного человека,

4) Обратили внимание на евхаристическую жизнь общины и выступили за частое причащение членов церковных общин.

Всё это было необходимо именно в данный конкретный исторический момент (сер. XVIII века) для того, чтобы остановить процесс влияния, и чтобы укрепить жизнь прихода и Церкви в целом.

Отец Михаил хотел показать типологическую однотипность процессов. По образу семьи способна ослабляться и община. Это может идти и сверху, и снизу, т.е. идти и от священника, и от народа. И само священство появляется из народа. Пастыри – это бывшие прихожане. Каков народ, таковы и пастыри. Но есть и ещё пословица: «Каков поп – таков и приход». Пастыри и священство призваны направлять, возводить общину ко Христу.

Здесь мы видим комплекс проблем, которые проникают в общинную жизнь и касаются семьи и отдельного человека: эмансипация сознания мирян или церковного народа (желание жить по своей воле, неподотчётность пастырям, желание навязать свою волю священству).

Церковь имеет три масштаба: человек, община, вся Церковь. Часть обладает некоторым несовершенством. Но и кафолическая церковь тоже испытывает влияние апостасии. Её части, возглавляясь людьми, имеют меньшую устойчивость. И здесь можно наблюдать эмансипацию сознания общин, когда они выходят за грань дозволенного.

Христос является для нас образцом. В этом смысле состояние кафолической Церкви иное. Она всегда имеет в себе Столп, Истину и Жизнь.
В заключение о. Михаил отметил, что происходящие процессы внутри человека схожи с процессами, происходящими в Церкви. Анализ проблем приходской жизни не может быть проведён без анализа жизни Церкви. Также батюшка посоветовал прочитать две его работы «Богословие истории как наука. Опыт исследования», «Богословие истории как наука. Метод».

19.11.2021 | Публикации