Пять современных вызовов евхаристической общине

2 марта, в день открытия семинара: «Жизнь евхаристической общины: организация и стратегия развития», в онлайн формате состоялось выступление иерея Константина Корепанова, который раскрыл суть «современных вызовов евхаристической общине». Свой доклад отец Константин начал с раскрытия понятия «Евхаристическая община»:

-Первый вызов общине — формализация Евхаристии как единственного сущностного элемента христианской общины. Если Евхаристия — это способ существования группы людей, то в этом случае причащение Тела и Крови Иисуса Христа становится единственным делом внутри общины.

Таким образом Евхаристия выносится за рамки духовной жизни, становясь главным условием нормального социального служения, дополняющего Евхаристию. При этом исповедь становится формальной и жизнь осуществляется только во время Евхаристии, а социальное служение направлено не на созидание самого себя в Церкви, в любви и даже не на созидание самой Церкви. Евхаристия становится средством для вдохновления на социальное служение, становясь источником благодатных энергий, помогающих этому социальному служению. Евхаристия становится источником, чтобы что-то нести миру и как-то на него влиять, тогда как в ней ничего такого нет.

Между тем, Евхаристия нужна для того, чтобы созидать Церковь как самою себя. Причащение есть актуализация себя в Церкви, актуализация себя во Христе, обновление себя в статусе Сына Божия, опытное проживание своего Сыновства и Божественного Отцовства, актуализация своей жизни, как жизни Христа в себе или как жизни во Христе.

В таком контексте социальное служение будет воспринято как созидание себя в любви, как исполнение Божией воли, влекущей меня путем отречения от себя в возрастании благодати Святого Духа. Настоящая жизнь христианина — это жизнь во Христе и со Христом. И Евхаристия созидает, в первую очередь, самого человека, а не его служение, направленное в мир.

Мы собираемся вместе для того, чтобы быть одной семьёй и вместе преображаться в присутствии Христа, который является центром общины.

Второй вызов — неготовность общин к вызовам времени, был вскрыт в результате распространения коронавирусной инфекции. Многие люди в условиях изоляции оказались оторванными от Церкви и Причастия, став «отрезанными от общины».Человек не причащающийся не перестаёт быть христианином, потому что он связан с Церковью Духом Святым. И находясь по каким-то причинам дома он не оторван от Церкви, поэтому очень важно знать, как переживать свою связь со Христом в отсутствии возможности пребывания в церкви.

Третий вызов — обособление и индивидуализация общины от полноты Церкви. Она завязывается на личности пастыря, который возглавляет общину. Суть общины состоит в том, что она собирает людей не вокруг Чаши, а вокруг Христа. Люди приходят в храм на Тайную вечерю, и сам Христос причащает их, потому что Он глава Церкви и общины. Община должна переживать свое послушание Христу, а для этого необходимо личное переживание отношений со Христом.Община, в которой люди служат Богу и творят Его волю не будет обособлена, она будет открыта другим общинам и всей полноте Церкви.

При индивидуализации общины происходит сплоченность вокруг пастыря, а не Христа и наблюдается душевная зависимость от него. Человек исполняет волю не Христа, а пастыря, что приводит к переживанию кризиса и психологическому срыву. Члены общины должны жить и обходиться без пастыря — это уровень ответственности родителя, ослаблять постепенно контроль. Пастырь должен научить членов общины жить во Христе, исполнять Его волю.

Четвёртый вызов — заорганизованность, заключающаяся в измерении количественных, а не качественных показателей успешности деятельности общины: количество людей, зданий, мероприятий. Организация мероприятий становится единственной формой жизни общины, но так быть не должно. Организационные мероприятия могут лишь показать внешнюю, а не внутреннюю жизнь членов общины.

Пятым вызовом является удержание детей в общине, в Церкви. Зачастую дети, прошедшие воскресную школу при храме, не остаются в церкви. Главная проблема состоит в том, что мы — взрослые не можем показать высоту послушания Богу, не умеем организовать процесс трансляции опыта жизни во Христе. И проблема состоит в отсутствии культурно-образовательной среды, удовлетворяющей потребностям ребёнка, душевности передаваемого опыта и интернет зависимости.

Видео-конференция завершилась обсуждением насущных вопросов. Ответы докладчика были обстоятельные и аргументированные.

05.03.2021 | События