ПРОЩЕНИЕ КАК ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЮБВИ

Вся жизнь наша христианская — это перераспределение Любви.

От Бога с Небес изливаются на нас постоянные благодеяния и бесконечные милости, даются жизнь временная и бытие вечное, даруются долгое терпение нашего хронического упрямства и многократное прощение наших неиссякаемых промахов, ошибок, падений.

И Бог вполне естественно ждет и от нас, как от его чад, подобных действий в отношении братьев и сестер наших.

Ждет, что мы будем брать с Него пример…

Милосердие, помощь, поддержка, утешение, доброта, прощение, — все они, излитые на нас от Отца нашего Небесного, закономерно должны изливаться далее от нас на наших ближних…

Такое вот постоянное перераспределение любви: Отец — нам, мы — ближним; Отец — нам, мы — ближним…

Будучи сам сытым и одетым, имея возможность наслаждаться общением с родными и друзьями, накорми голодного, напои жаждущего, приюти сироту, поделись одеждой с нагим, посети скорбящих в больнице и темнице.

И от всего сердца, искренне, прощай, прощай, прощай…

Отец прощает нас, мы — ближних.

Он не перестает выдавать нам кредиты доверия, постоянно растрачиваемые нами, и наши руки да не оскудеют в выдаче кредитов доверия ближним.

Мы просим и получаем прощение от Него, и сами да не замедлим прощать ждущих нашего прощения.

Так нужно нам жить: постоянно перераспределять Любовь.

Так в нашей Небесной Семье заведено.

Вот достойный образ жизни и взаимоотношений внутри Семьи нашего Небесного Отца, к которому мы обращаемся не по разу в день в молитве «Отче наш»…

И не случайно в центре этой молитвы Господь наш Иисус Христос поместил слова: «И прости нам,.. как и мы прощаем другим»…

Одним из двух главных христианских храмов на Святой земле, наряду с храмом Гроба Господня, является расположенная в Вифлееме Базилика Рождества Христова, построенная над местом рождения Иисуса Христа.

Первоначально Храм Рождества Христова имел три входа, но впоследствии две двери замуровали и остался центральный узкий вход с низким сводом. Этот вход называют «Врата смирения», так как он ниже обычного человеческого роста и, чтобы попасть во внутрь Храма Рождества Христова, каждый должен склонить голову.

Как показывают следы на каменной кладке, первоначально вход был в два раза выше и намного шире, но затем его частично замуровали.

В свое время клир храма вынужден был заложить часть прохода для того, чтобы арабы по своему обыкновению не въезжали в храм на лошадях.

А смысл получился глубокий и символический: в Церковь действительно нельзя «въехать на коне», «победителем» – в нее можно войти только «спешившись», с сокрушенным, смиренным сердцем.

Так вот, Бог наш, богатый милостью, благоволил устроить для нас вход в Царство Небесное, уготованное всем уверовавшим в Господа Иисуса Христа, через «Врата прощения».

И только спешившийся со своей гордыни и потрудившийся над прощением брата или сестры, только простивший ближних за пришедшие от них обиду, клевету, оскорбление, измену, жестокость, грубость, подлость, неблагодарность, получает возможность войти в блаженную вечность.

Так решил Бог!

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6:14-15), — четко, категорично и недвусмысленно говорит Господь.

И преподобный Ефрем Сирин также категоричен, развивая мысль Спасителя: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя».

По-настоящему простить своего ближнего для многих из нас является самым трудным в нашем духовном делании. Мы бываем способны раскаяться в своих тяжких и страшных грехах, бываем способны побороть в себе стыд и открыть перед духовником на исповеди гнойные раны своей души, а вот от всего сердца искренне и с любовью простить человека, нас обидевшего, это для многих из нас — неподъемный подвиг.

Но не совершить его нельзя!

Поэтому, братья и сестры, не будем заниматься самообманом, убеждая себя, что мы каким-то чудом проскочим в Царство Небесное без того, чтобы потрудиться над прощением причинивших нам зло. Не проскочим.

В общине, в обществе, в государстве, где во главу угла ставится общественное, публичное благо, действуют другие законы, и правило евангельского прощения не всегда применимо.

Просто потому, что, оставшись без вразумления, наказания, в этом случае зло может очень быстро умножиться и стать не просто злом, а большим злом, поразив слабых и беззащитных.

Но внутри нас, на уровне личном, в сердце христианина не может пребывать непрощение.

Первое, что препятствует Духу Святому войти в человеческое сердце, это скверна обиды и непрощения.

И речь не только о непрощении, откровенно жаждущем мести, но и о непрощении, скрывающемся под маской равнодушия.

Вот, что важно нам, христианам, усвоить на всю жизнь, но особенно актуально сегодня, на пороге Великого поста.

Без прощения нет смысла ни в посте, ни в молитве.

Желаю всем вам уйти сегодня из храма с миром в душе от осознания того, что нет у нас ни на кого обид. Пусть спокойно и радостно будет в наших сердцах, и таким образом положим завтра начало великопостному подвигу, святой Четыредесятнице.

Будем, братья и сестры, перераспределять Любовь, получаемую с Небес,.. будем прощать друг друга,.. и будем помнить, что вход в Царство Небесное пролегает через Врата прощения.

Иерей Вячеслав Клюев

16.03.2024 | Страничка главного редактора