Проповедь в красках

20 мая, в галерее духовно-просветительского центра «Преображенский» состоялось открытие самой масштабной для Глазовской епархии выставки работ выпускников и учащихся иконописной школы «Ставрос» — «Проповедь в красках», основателем которой является живописец, книжный график, иконописец, педагог, член Союза художников РФ, народный художник УР, заслуженный деятель искусств Удмуртии, лауреат Государственной премии УР, почётный работник общего образования РФ Василий Николаевич Морозов.

Среди гостей на открытии выставки присутствовали начальник Управления образования г. Глазова О.О. Обухова, директор МБУ ДО «Детская школа искусств №3 «Глазовчанка» Е.А. Мокрецова, директор МБОУ «СОШ №13» г. Глазова Е.Б. Биянова, руководитель отдела по религиозному образованию и катехизации Глазовской епархии игумен Серафим (Николин), благочинный Ярского церковного округа иеромонах Авраамий (Каландаров), педагог МБОУ ДО «ДЮЦ» объединения «Живопись» И.А. Поскребышева, ведущая мероприятия и руководитель ансамбля «Радость-Дети» Э.Х. Хакимова, педагог воскресной учебно-воспитательной группы «Ковчег» М.Л. Костарева, а также иконописцы и реставраторы из Ижевска вместе с В.Н. Морозовым.

Первой, собравшихся в зале взрослых и детей, поприветствовала Эльвира Хасановна Хакимова. Далее своими размышлениями об искусстве иконописи поделился игумен Серафим (Николин):

— Для нас, православных христиан, конечно же, самым главным основанием нашей веры является Слово Божие. И открывая Евангелие, открывая Священное Писание, мы знакомимся не только с земной жизнью нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа, но узнаем об апостолах, святых пророках, которые до Рождества Спасителя благовествовали пришествие в мир Сына Божия.

Но традиция церковная развивалась таким образом, что кроме вот этого наиважнейшего инструмента — слова, в жизни Церкви стали появляться иконы, живопись, которая рассказывала и о Христе, о Богоматери, о святых.

Церковная живопись, по сути дела тоже является проповедью по одной простой причине, если говорить об образовании на Древней Руси, то большинство из наших предков, к сожалению, ни читать, ни писать не умели, но придя в храм и увидев образ, особенно с клеймами, из жизнеописания святого, они могли о том, что было увидено, познакомиться с этим святым, с праздником, который празднуется или с событиями священной истории, о которых на данном богослужении вспоминается или рассказывается.

И та работа, которую делает Василий Николаевич и его коллеги помогает нам не только вернуть древнюю живопись в наши храмы, в наши дома, но и помогает новых людей, которые приходят в церковь, приобщить к тем традициям, к тому пониманию, которое некогда было у наших предшественников ещё в первые века христианства.

Вот поэтому, я думаю, сегодняшняя выставка, которая проработает целый месяц в духовно-просветительском центре, в определенной степени повлияет на мировоззрение тех юных наших воспитанников из воскресной школы, из средних образовательных школ города Глазова, которые придут для того, чтобы познакомиться с иконами, выставленными здесь.

Начальник Управления образованием Глазова Ольга Олеговна Обухова, обращаясь к зрителям сказала о том, что «духовно-просветительский центр — это такое волшебное место, которое удивляет чем-то новым каждый год. Любое событие, любое мероприятие здесь — это работа в направлении духовно-нравственных ценностей, то есть это то, что мы пытаемся сейчас сделать в наших школах. И любой шаг в этом направлении очень ценен. Для меня всегда было удивительно, как люди могут писать иконы, потому что мне кажется, человек обычный без глубокого духовного мира просто не способен к этому. И когда смотришь на эти работы, душа наполняется каким-то светом, радостью. В сегодняшней обстановке очень важно в каждой семье иметь опору, иметь надежду. И вот такие мероприятия, вот эта выставка, я думаю, очень многих заставит задуматься о том, что является на сегодня опорой в нашей жизни.

Кроме того, год 2024 объявлен годом семьи. И нам бы, конечно, хотелось, чтобы эту выставку посмотрели не только школьники, но школьники вместе с родителями, вместе с бабушками и дедушками. И чтобы она объединила поколения. Мы на это очень надеемся.

Выставка будет работать в течение месяца и у большинства горожан есть возможность её посетить. Для нашего города, я считаю, что это уникальный опыт, которым обязательно нужно воспользоваться. Со своей стороны, управления образованием, обещаю организационную поддержку».

Одна из первых учениц иконописной школы «Ставрос» А.Б. Сабрекова поздравила своего наставника В.Н. Морозова с открытием выставки в Глазовской епархии и сказала много тёплых слов в его адрес. По словам Ангелины Борисовны, заслугой Василия Николаевича является сохранение традиций Палехской школы в написании икон, привитие трепетного отношения к иконе, открытие иконописной и реставрационной школ не только в Ижевске, но и в Воткинске, преумножение учеников, благодаря которым расписано уже 19 храмов.

Музыкальным подарком участников мероприятия порадовали ребята ансамбля «Радость-Дети» совместно с руководителем Э. Хакимовой и священником Авраамием (Каландаровым), исполнив песню о звёздах из фильма «Про Красную шапочку».

Перед созерцанием 69 икон, выставленных в галерее 1-го и 2-го этажей духовно-просветительского центра, к ценителям иконописи обратился уважаемый в Удмуртии человек — Василий Николаевич Морозов. Художник с радостью поделился своими открытиями, которые он сделал из своей многолетней практики рисования и преподавания в учебных заведениях, а также ответил на вопросы девочек и мальчиков из зала:

— Добрый день! В мой адрес было сказано много добрых слов, большое спасибо. Выставка показывает нашу работу, наши возможности, талантливость наших удмуртских детей и взрослых. Есть иконописцы, которые всю жизнь работали не по своей специальности, не умели рисовать и пришли уже в возрасте 50 лет рисовать иконы и с Божией помощью создают прекраснейшие иконы.

Я преподаватель с большим стажем, преподаю с момента окончания учёбы, всегда рисовал, потому что это моё любимое дело. Я всегда думал, что в искусстве, особенно в иконописи, должна быть этапность: художественная школа, художественное училище, художественный ВУЗ. А затем, когда такие люди приходят в иконописную школу, я думал, что из них выйдут замечательные ученики с хорошими результатами. Но на деле оказывается, что воцерковленная жизнь порой перечёркивает эти грани. Я заметил за свой многолетний опыт, что приходят порой люди, которые никогда не рисовали, но у них есть какая-то любовь к рисованию, любовь к Богу и они такие чудеса вытворяют. Поражаешься, как Бог с молитвами даёт всё это великолепие талантов, возможностей. Божией помощью открывается бескрайность, глубина, которую жизни не хватит, чтобы охватить. Слава Богу, наша школа открылась, и мы конкурентоспособные. Последний храм, который мы расписывали — это Воткинский Благовещенский собор, который доверили нам местным. Также храм Георгия Победоносца, который по словам митрополита Викторина, получился одним из красивейших. Наши ребята работают и над воссозданием храмовых росписей по заказу, есть уже опыт. Ещё одним направлением в нашей работе является реставрация старинных икон, которые разрушаются, портятся, мы их можем вылечить, как врачи. На данный момент мы можем всё церковное искусство сделать своими руками, даже киоты. Мастера совершенствуются и им становится всё под силу.

Хочу сказать, что мы все пишем по старой технологии. Базовое письмо — византийское. Есть 2 вида искусства: византийское и академическое. Но корни нашего искусства начинаются в Византии. Все наши иконы пишутся на липовых досках, мастера используют темперные краски, на старших курсах иконописцы натирают краски на желтке, работают с настоящим сусальным золотом, осваивают гравировку.

Здесь представлена дипломная работа Марианны Белокрыловой — икона Божией Матери «Прибавление ума». У нас эта икона находится в Архангело-Михайловском кафедральном соборе, иногда в Казанском храме Божией Матери. Это освященная икона, можно перед ней молиться перед экзаменами, просить прибавить ума. По традиции к этой иконе приходят студенты, старшеклассники перед сдачей ЕГЭ. Вы тоже можете помолиться у этой иконы, пока работает экспозиция.

Слава Богу, наша школа работает в Удмуртии, и Господь даёт нам силы, любовь к этому делу. На данный момент открыт филиал в Воткинске, собираемся открыть филиал иконописной школы в Сарапуле, может и вашем городе со временем откроется. Всё возможно. Всем работы хватит. Даже для себя научиться писать иконы — это тоже замечательно.

Познавательными были ответы художника на вопросы детей:

Катя: В каком возрасте лучше всего начинать учиться писать иконы?

— По-настоящему учиться писать иконы можно с 14 лет. До этого возраста с 4-5 лет можно рисовать иллюстрации, посвящённые Библейским сюжетам. Я пробовал брать детей младшего возраста, но на опыте учеников художественной школы я выявил, что самый оптимальный возраст, когда мелкая моторика развита, это 14 лет.

Влада: Поделитесь, пожалуйста, кто ваш любимый художник?

— У меня очень много любимых художников. Например, в подростковом возрасте, мне нравился Айвазовский. Я даже почувствовал запах моря, находясь в Третьяковской галерее, хотя на тот момент, я никогда не видел моря. А чуть позже, находясь на море, я ощутил его вновь. Потом мне открылись Иванов, Суриков, Крамской и многие другие. У некоторых художников мне нравится пейзаж. У меня масса художников, которые чередуются, видимо, по моему возрасту, профессиональному росту. Больше всего я люблю академическое образование и академических художников. Сколько мне не вклинивали авангард во время моего обучения в Палехе и в Казани, в моё сердце это не вошло. Другие восхищались Сальвадором Дали, а меня не переубедили ни книги, ни публикации. Я люблю красивую работу художника, который передаёт красоту того мира, что Бог создал. Современное искусство — это афера революционного периода, которая пробивается и заражает молодёжь. Мне от этого очень больно становится. В УдГУ уже перестали учить академическому мастерству. Современное искусство не от души, и не от сердца, похожее на безделье.

Евфимия: В каком возрасте вы начали рисовать?

— Я начал рисовать очень рано, как себя помню. Вырос в деревне и карандашей у меня не было. Когда сестра пошла в первый класс, мне было 5 лет, в школе раньше давали учебники и тетрадки. Она пришла домой и тетрадь оставила в стороне, а я взял и все чистые листы перерисовал, начиная с последнего листа вперёд. И когда сестра пошла в школу, то её тетрадь, рассчитанная на полгода, была изрисована моими рисунками. Она в слезах пришла домой и нажаловалась маме. Конечно, мама меня наругала и немного отшлёпала. С этого момента, я запомнил конфликт, я начал рисовать. Я до сих пор помню первые цветные карандаши «Спартак», которые мне подарил дедушка. Я их берёг, боялся истереть. Я даже рисовал на фанерах шкафов, которые стояли дома. В основном в послевоенное время рисовал танки, самолёты, взрывы и многоэтажные пароходы. Любил рисовать на чем попало, потому что бумаги не было. В школе любил рисовать в учебниках на белом свободном месте, особенно его было много в учебнике по литературе после стихотворения. Я все пустоты учебника заполнял рисунками. Это было моё любимое занятие. В 7 классе у меня был учебник, в котором не было ни одной пустой странички. На уроке я сидел и рисовал, жил в каком-то своём параллельном мире.

Маша: Что главное в изображении на иконах?

— Самое главное, чтобы в образах на иконах появилась святость. Господь посылает святость. Это очень связано с пишущим автором иконы, его внутренним содержанием, верой. Если иконописец заполнен верой, то у него это всё выливается на икону, это можно почувствовать. Икона светится, сердце чувствует. Глаза могут сказать, что икона красивая, но сердце не обмануть. Когда святости в иконах нет — это самое обидное. Есть в Удмуртии прекрасные мастера, у которых в работах нет святости. Её только Господь даёт чувство высшего полёта иконописца, это не картина. Молитвенность — это самое сложное в иконе. Надо стыковать своё мастерство и духовное состояние. Если что-то страдает, то не получается икона.

Никита: с какого года начали писать иконы?

— Иконы начал писать, когда поступил в Палех. Палех — старинное село, которое начиная со времен монголо-татарского ига организовали сподвижники Андрея Рублева. С тех пор в этом селе развивается Византийское искусство. Весь учебный процесс проходил на создании иконописных композиций, хотя там светское искусство, но всё на базе иконописи. Это единственное учебное заведение, которое в советское время сохранило свои традиции, темперную живопись, технику работы с сусальным золотом. Господь все технологии в Палехе сохранил.

После содержательного общения с В.Н. Морозовым участники открытия выставки смогли рассмотреть внимательно представленные работы, сделать фото на память и обсудить увиденное.

Вместе с педагогом иконописной школы из Ижевска на открытии выставки побывали: И.Н. Шиляева (ученица иконописной школы, реставратор),
О.А. Иванова (выпускник, реставратор), Н.А. Балакирева (староста иконописной школы, реставратор), О.Е. Бабанова (выпускница), И.П. Башков, Мальков В.Ю.

Напоминаем вам, что работа выставки «Проповедь в красках» продлится до 20 июня. У вас есть уникальная возможность посетить экспозицию в духовно-просветительском центре «Преображенский» по адресу: площадь Свободы, 10А. Вход свободный.

Телефон для справок: 8(34141)3-53-59 (Глазовское епархиальное управление)

20.05.2024 | Духовно-просветительский центр «Преображенский»