«Преображение внутреннего мира человека в евхаристической общине»

В первый день работы методологического семинара в онлайн-формате перед участниками выступил настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах г. Москвы протоиерей Алексий Уминский с докладом на тему: ««Преображение внутреннего мира человека в евхаристической общине».

Как созидается община? Чем отличаются община и коллектив? Над этими вопросами предстояло порассуждать о. Алексию и всем участникам семинара.

Основные тезисы выступления:

— В общине мы собраны, чтобы спасаться. А мероприятия – это жизнь коллектива, это коллективное сознание. Коллектив безличен, так как личность никому не интересна. Личность уступает коллективу.

— Но евхаристическая община – это не коллектив. Христос не создает коллектив. Он собирает, призывает людей. Люди – это не коллектив, а личности. Только тогда, когда человек чувствует, что люди принимают его как личность, он стремится быть с ними вместе. Задача священника – облегчить людям возможность единения вокруг Чаши. Церковь – это семья. а не коллектив. Мы собираемся вокруг Христа, а здесь есть место каждому.

— Евхаристическая община должна жить евангельски: читать Евангелие, размышлять над ним.

— Отец Алексий отметил, что нельзя требовать от всех одного подхода к Причастию. Священник не может быть контролером. Христос призывает всех к Причастию, поэтому нужно научить общину разумному поведению. Каждый может выбрать способ подготовки к Таинству. Так воспитывается свобода и ответственность человека. Никакого роста без свободы и ответственности быть не может. То, почему мы причащаемся, мы видим в наиболее часто встречающихся словах из молитв ко святому Причащению: «ослаби, остави, прости» и «не в суд или во осуждение». Мы просим Господа соединить нас друг ко другу в любви. И Причастие соединяет нас со Христом, чтоб мы жили с Ним единой жизнью.

На вопрос: «На чьи деньги сейчас содержится Церковь?», священник справедливо заметил, что на деньги «захожан». Наши прихожане, к сожалению, не несут ответственности за свои общины. Каждый человек приходит сейчас в храм «приходящим». А в первые века христианства никто не имел права приходить в храм с пустыми руками. Радость ответственности была радостью деления. Даже дети и нищие участвовали в приношении водой. Поэтому «пока прихожане не научатся содержать общину, Церковь останется функцией. Прихожане могли бы сами убирать храм, сами организовывать трапезу. Священник должен организовать беседу среди прихожан, а общине надо дать самой организоваться». Нельзя забывать, что «самое главное – не организации в храме, а Евхаристия. Можно начать и с организаций, но так, чтобы и это приводило к Причастию».

22.10.2021 | События