ПОИСК ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО И СБИВШИЙСЯ ДУХОВНЫЙ КОМПАС: глаза завидущи, руки загребущи

Христос призывает нас искать Царства Небесного и правды Его прежде всего остального (Мф. 6:33), определяя именно достижение Царства смыслом человеческой жизни, и одновременно предостерегая от ошибочных ориентиров и ложных целей в виде материальных объектов. При этом Христос открывает, что чаще всего такими ложными целями-ловушками, уводящими в противоположную от Царства сторону, становятся для человека предметы, связанные с потребностями тела: пища, одежда и все, что обеспечивает телу комфорт. И отмечает, что начинается такой путь в сторону с неправильного взгляда на вещи, с неверной настройки органов чувств.

Бог замыслил человека, чтобы он соединился с Ним в непрекращающемся небесном общении. Чтобы человек, по результатам своего свободного выбора, в силу правильного видения вещей, движимый любовью и благодарностью к Отцу Небесному, даровавшему ему возможность быть, думать, чувствовать, любить, выбирать добро и отвергать зло, пребывал в блаженном состоянии гармонии души и тела, подчиненных духу, здоровой воле. Чтобы человек непрестанно возрастал в крепости духа, в добродетельности души, в степени блаженства, на основе усвоенных правильных ценностей, накопленных истинных сокровищ (которые являются ими потому, что таковыми их задумал Сам Творец этого мира, и именно их Он заложил в основу бытия сотворенного Им мира).

Это состояние блаженства, тишины, полноты жизни, ведения, истины, свободы, бесстрашия, здравия, внутренней цельности, мира, благодарности, радости, смиренномудрия, любви к Отцу Небесному и к ближнему, горения духа является признаком причастности человека к тому, что названо Господом нашим Иисусом Христом Царством Небесным.

Слово «царство» (евр. малхут; греч. басилейа) в Священном Писании имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю».

Царство Божие или Царство Небесное, по слову Господа, странным образом находится внутри нас. Оно не приходит видимым образом (Лк. 17:20), и незаметно произрастает из малого семечка в огромное дерево (Мф. 13:24). То есть Царство Небесное — это не «где», а «как», не место, а состояние. Состояние это наступает, когда человек обретает своего Царя и Господа. Для христиан вхождение в Царство связано с рождением от воды и Духа в Таинстве Крещения, что проявляется в ответе крещаемого на вопрос священника о вере Христу: «Верую, яко Царю и Богу!». Оно является следствием состоявшейся встречи человека с Богом, по результатам которой человек сделал свободный выбор быть со Христом, быть Христовым.

Когда Господь говорит о Царстве Небесном, Он говорит не про территориальные границы, отделяющие нас от чужих подданных, а про наше собственное внутреннее подданство и верность нашего сердца Отцу Небесному, Вседержителю, Царю царей, Господу господствующих. Говорит про подданство, таинственно перерастающее, по обетованию Христа, в дружбу с Ним и в Богосыновство, для всех, исполняющих Его заповеди.

Искать Царство Божие во времени или в пространстве — значит не понимать сердцевину евангельского учения, ведь Царство всегда рядом. Настолько же рядом, насколько «близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс.144:18). Главное — оказался бы настроен приемник души на частоту Небесного Царства, не сбился бы духовный компас и не увел бы нас в противоположную от Царства сторону. Поиск Царства не предполагает перемещения в пространстве и долговременных ожиданий, когда же оно придет «в силе и славе».

Вход в Царство пролегает через сердце человека, но не столько через анатомический орган в грудной клетке, сколько через то, что в современной науке называется психикой. Психику определяют как внутренний, субъективный мир человека, который возникает в ходе активного отражения внешнего, объективного мира в виде образов, мыслей, чувств и поступков.

Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: «Если Царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием» (Собеседование первое. Гл. 13).

Царство Небесное невозможно увидеть по сторонам, в горизонтальной плоскости, потому что Оно — не пища, не довольство, не богатство и не власть. Система координат, в которой только и возможен поиск Царства — это вертикаль. Вертикаль отношений, выстраиваемых между Богом и человеком.

Как стрелка в обычном компасе в рабочем состоянии всегда указывает на север, независимо от направления движения человека, так и в духовном компасе, позволяющем нам найти Царство Небесное, стрелка всегда указывает на… Христа. Он, и только Он — «Путь, и Истина, и Жизнь», и никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин. 14:6), «ни Отца кто знает, как только Сын, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27).

Христианин живет Христом. Поэтому поиск Царства заключается, в первую очередь, в том, чтобы подражать Христу, вдохновляться Христом, думать, как Он, желать того, чего желал Он, поступать, как Он, искать присутствия Христа и исполнения воли Божией, в том числе, в событиях каждого дня своей жизни. Соответственно поиск Царства Небесного, как источника подлинного, вечного счастья, к которому призывает нас Христос, фактически означает для человека поиск Самого Христа, воплотившегося Сына Божиего.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» пишет: «Когда я ищу Тебя, Боже мой, я ищу счастливой жизни. Буду искать Тебя, чтобы жила душа моя! Душа моя живит тело, а душу мою живишь Ты». Человеку важно быть с Богом, чтобы ему стало по-настоящему хорошо: «О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» (Втор. 5: 29).

Те, кто считает Христа своим Царем, живут по Евангелию и исполняют то, что Он ждет от Своих друзей и братьев. Тщательное наполнение евангельских заповедей открывает человеку истину о самом себе и о Боге. Позволяет ему приобрести ум Христов, понять нрав Христов (получив, таким образом, надежный ориентир по изменению собственного нрава). Позволяет ему стяжать Дух Святой, внутренне переродиться, преобразиться. Делает доступной для человека жизнь со Христом, жизнь во Христе, жизнь Христа в нем. А кто Духа Христова не имеет — тот и не Его! (Рим. 8:9).

Тщательное исполнение евангельских заповедей, молитва, чтение Священного Писания, трезвение и воздержание, являясь средствами, приближают цель и привлекают к человеку благодать Божию, помогают стяжать Дух Божий, ибо Господь не оставляет без ответа и без Своего посещения искренне и бескорыстно ищущих Его, поклоняющихся Ему в духе и истине. Отец Небесный, не заботясь о том, как выглядит Он в глазах окружающих, всегда «бежит» навстречу Своему покаявшемуся чаду, возвращающемуся с чужбины в Небесное Отечество (Лк. 15:11-32).

Живое общение с Богом, единение со Христом, в том числе, в Таинстве Евхаристии, непостижимым образом формируют внутри человека то самое блаженное состояние Царства, которое свидетельствует человеку о правильности избранного направления духовного движения и результативности заповеданного Христом поиска. Одновременно это и путь уподобления Христу, через который только и возможно исполнение Его заповеди быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный (Мф. 5:48). Через это соединение человек усваивает себе черты своего Небесного Отца, и постепенно про него становится возможным сказать, что он действительно чадо Божие (Ин. 1-12; Еф. 1:5). И чем теснее связь человека с Богом, тем больше черт своего Небесного Родителя он являет в своих мыслях, желаниях и поступках. Когда мы так устраиваем свою земную жизнь, Царство становится реальностью для нас. Всякий, кто поверил — проверил и убедился в этом. Без этого живого общения, живой связи с Богом, без постоянного питания соком от Лозы-Христа, не только не происходит наполнения нас жизнью от Источника жизни, но и смысл нашего бытия, понимание происходящего в нашей жизни постоянно ускользают от нас. Вроде бы и понял что-то на время, а потом опять это просветление ушло, смысл сменился бессмыслицей.

Когда люди живут своевольно, исключив общение с Богом, пренебрегая поиском Царства Небесного и игнорируя духовный компас, неизбежной реальностью для них становится другое царство — диавола. Потому как свято место пусто не бывает. И, если мы не собираем со Христом, мы расточаем с Его врагами (Мф. 12:30). Духовный мир устроен Богом так, что, если человек не признает своим Царем Бога, он «по умолчанию» — подданный противника Бога. Если свет Христов не просветил нас, значит мы пребываем в духовной тьме. Духовный «нейтралитет» для нас невозможен.

Резюмируя на тему цели и средств ее достижения, можно сказать вслед за преподобным Серафимом Саровским, что истинная цель нашей жизни христианской состоит в стяжании Духа Божия, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего. То есть даже добродетели, которые есть небесные сокровища и духовная одежда души — по сути лишь средства на пути в Царство Небесное. Что уж говорить о земных, материальных предметах? Святые отцы также говорят, что само тело человеческое — это осел, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима: если недокормишь его — свалится, если перекормишь — взбесится. Для своего формирования, роста, сохранения и развития тело нуждается в биологических ресурсах – пище, воде, воздухе, солнечной энергии, химических веществах и микроэлементах в необходимом количестве и хорошем качестве.

Бог сотворил человека таким, что порядка 80 % информации от внешнего мира он получает посредством зрения. Исходя из этого, глаза – дверь внутрь нашего сердца. Потому Господь и говорит, что око – это светильник для тела. И если око будет светло, то и все тело будет светло, и наоборот (Мф. 6:22). Соответственно, чтобы око было светло, ту информацию, которая соответствует заповедям Божиим, человеку можно впускать внутрь, а которая не соответствует – необходимо не впускать, и пресекать ее, отгонять. Унять, обуздать, просветить светом Христовым глаза. Не заглядываться по сторонам, не желать того, что видишь в горизонтальной плоскости, у ближнего. Не смотреть осуждающим, черным, критикующим взглядом на ближнего, каждое его слово и поступок. Иначе сам становишься черным, покрываясь духовной копотью и смрадом гниющей души. Носить на всех органах чувств, но в первую очередь — на глазах, фильтр из заповедей Божиих. Если не будут разжигаться глаза, то не будет разжигаться тело, не будут раздирать человека желания противные Христу, не собьется его духовный компас. Иначе может привести такой компас человека к служению маммоне, что уже исключает служение Богу и выводит нас из подданства Небесному Царю. Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Понятие «маммоны» включает в себя не только материальное богатство, но и всякое материальное довольство, здоровье, красоту и многое другое. Когда человек видит в богатстве не средство на пути в Царство, но самостоятельную цель своего бытия, предмет вожделения, он становится рабом материи, направляя все силы сердца и ума на стяжание материальных предметов. Стрелка на духовном компасе такого человека показывает в противоположную от Христа сторону. Такой человек мечется в своих обманчивых смыслах, суетится в достижении ложных целей, обладает ложными ценностями, но никогда не может ни насытиться, ни остановиться, постоянно пускаясь во все новые бессмысленные погони. Так и бегает за миражами, пока не умрет, истратив впустую дар жизни и кредиты Божьего доверия. И гибнет такой человек для вечности.

Слова Христа о том, что не надо человеку заботится о том, что пить, что есть и во что одеться (Мф. 6:25), конечно же, не отменяют здравой рассудительности, предусмотрительности в труде и заботе о ближних. Ведь заповедь трудиться в поте лица, преодолевая сопротивление природы, Бог дал человеку еще в раю (Быт.3:19). Их смысл хорошо оттенил апостол Павел, призывавший первых христиан: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). То есть естественные и неизбежные попечения о плоти не должны перерастать в плотоугодие, становиться похотями. Речь о ситуации, когда меняется сам вектор развития человека, истинные смысл и цель человеческой жизни подменяются ложными: потребности тела, включая самые необходимые — пища и одежда, из средств становятся целью, а материальные ресурсы, имеющие назначение — помочь человеку достичь истинную цель жизни и раскрыть смысл человеческого бытия, становятся самоцелью и как бы смыслом самого существования человека.

Потому Господь призывает нас не суетиться и не подчинять свое существование заботе о том, что есть, что пить и во что одеться. Так как всего этого ищут не знающие Отца своего Небесного и отказывающиеся от общения с Ним.Их конец предсказуем. Они не проявят своего сходства с Отцом Небесным, не уподобятся Богу, злоупотребят предоставленной свободой выбора и потратят жизнь на то, чтобы обрести глаза (очи) завидущи и руки загребущи.

Вместо Царства Небесного и правды Его.

Священник Вячеслав Клюев

27.06.2023 | Страничка главного редактора