ПАСХА ПОБЕДЫ

Ежегодно 9 мая мы вспоминаем великую милость, дарованную Богом нашему народу, всему нашему земному Отечеству. Если величайшей во всей истории милостью Триединого Бога к нашему Отечеству было просвещение наших предков в Х веке от Р.Х. светом истинной спасительной православной веры, то, думаю, не ошибусь, сказав, что второй по величию и значимости милостью Божией к нашему Отечеству было дарование ему спустя 1000 лет, в веке ХХ, победы в самой страшной, жестокой и кровопролитной войне, каких мир еще не видел ни до, ни после.

По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2010 года в День Победы во всех храмах Русской Православной Церкви торжественно совершается благодарственный молебен в память об избавлении страны нашей от страшного, смертельного врага, от опасности, которой не знало Отечество наше за всю историю. В основу читаемой на молебне молитвы положена молитва свт. Московского Филарета (Дроздова). Святитель составил эту молитву в связи с победой над Наполеоном, но вообще полагал полезным читать ее всякий раз, когда страна наша праздновала победу в войнах. В сознании свт. Филарета и всей Русской Церкви, которая потом десятки лет его словами молилась, нашествие наполеоновских полчищ в Россию воспринималось как наказание за грех.

И, безусловно, Великая Отечественная война была наказанием за наш грех. Ничего удивительного или обидного в констатации данного факта нет. Ни один грех не проходит мимо Бога. Все, что мы совершаем в своей личной, общественной, государственной жизни, — все это заносится в Божественную книгу жизни. Господь по милости Своей, не желая наших вечных мук, проводит нас через временные испытания, и мы должны воспринимать их как дар Божественной справедливости и Божественной любви — не роптать, но призывать имя Божие, в покаянии и вере склоняя пред Богом свои главы.

В ответ на смирение и покаяние Господь совершает чудеса, как Он совершил чудо избавления Москвы, как Он совершил чудо спасения страны нашей и всей Европы.

9 мая мы, во-первых, благодарим Бога за дарованную народу нашему, Отечеству нашему Великую победу в страшной войне. И также в обязательном порядке вспоминаем всех наших предков, всех тех, кто отдал жизни свои ради этой Победы, вспоминаем и всех тех, кто невинно пострадал в ходе великого бедствия, пришедшего на нашу землю в 1941 году.

У пророка Малахии, который был последним из ветхозаветных пророков, жил и совершал свое пророческое служение примерно за 400 лет до пришествия Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, есть такие слова: «Кто выдержит день пришествия Его?», — говорит он о Боге, — «Кто устоит, когда Он явится, ибо вот Он, как огнь расплавляющий и как щёлок очищающий, сядет переплавлять и очищать серебро. Тогда благоприятна будет Господу жертва,.. как и в прежние годы» (Мал. 3:2-4). Бог говорит устами пророка о том, что Господь придёт для обличения народа Своего, придёт к тем, кто отвергал Его и не хотел видеть и признавать Его своим Господом, принимать Его в качестве своего Владыки и своего Отца. И это пришествие Его будет как огонь и щелок.

Мы знаем, и никогда не должны забывать, и должны детям и внукам своим передать это знание, чтобы те передали следующим поколениям (если Господь даст еще на несколько поколений продлиться роду человеческому), что до при прихода на нашу землю в ХХ веке от Р.Х. этой страшной беды, этой не имеющей никакого сравнения войны, был в истории нашего Отечества непростой период отступления от Бога и богоборчества, попрания святынь, когда массово брат восставал на брата, дети на родителей своих. Восставали и умерщвляли их.

И была сначала страшная братоубийственная война гражданская с миллионами убитых и умерших от голода. Было кровавое жертвоприношение духам злобы поднебесной в виде убийства помазанника Божьего — Царя-Мученика Николая со всем святым царственным семейством, включая невинных детей, и с верными, добрыми слугами их.

На долгие годы кровавое богохульное безумие охватило наш народ. Закрывались, осквернялись и разрушались храмы Божии, убивались или отправлялись в лагеря и тюрьмы верующие во Христа, особенно священнослужители, монашествующие, люд церковный, праведный, благочестивый. Выходили газета «Безбожник», журналы «Атеист», «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеизм», «Юные безбожники» и другие печатные издания. Более 20 лет в стране действовал Союз воинствующих безбожников, а для массового соблазна «малых сих» и вовлечения детей в погибель души было организовано детское безбожное общественное движение, затем переоформленное в организацию юных воинствующих безбожников. Десятилетия проводились богохульные, кощунственные атеистические мероприятия, ставились памятники Каину и Иуде. В школах учили предавать своих родителей, если те не отвечают чаяниям безбожной власти.

В этих условиях, конечно, христиане, зная уже примеры из Священной истории, что бывает с народами, пытающимися враждовать с Самим Богом, ждали беды и на нашу землю. И только недоумевали: что же это будет за беда, как же Бог посетит нас, какая скорбь придёт на нашу землю, за все те злодеяния, которые успели совершить мы в своем отступлении от веры Православной, в своем предательстве Бога?

И вот эти «огонь» и «щелок» пришли.

Эта страшная война началась для нашего народа коварным ночным нападением страшного врага с Запада — бесчисленных полчищ европейских народов во главе с фашистской Германией — 22 июня 1941 года, в день Господень, в воскресенье, в малую Пасху, в день памяти Всех святых в земле Русской просиявших. В этот день вражеские полчища перешли границы нашего Отечества, неся с собой зло, смерть, скорби, ужас, слезы и вопли.

Не менее 27 млн. человеческих жизней только в нашем народе оборвала эта война. Казалось, сочтены уже дни уже нашего Отечества и вскоре канет в лету и память о наших славных предках, и великая история нашей страны, и вера наша православная будет забыта. Потому как народы, которые пришли захватывать нашу землю и уничтожать наш народ, безусловно, не были христианами.

Таким образом Бог посетил наш народ. Православные о таких событиях говорят, что Бог не забыл нас, Бог нас помиловал, Он дал нам скорби сообразные с тем злом, которые мы успели сотворить. В великой скорби, в великих жертвах наш народ переплавился. Так переплавляет Бог все, что необходимо очистить от скверны. Как плавит серебро ювелир. В одной притче говорится, что ювелир плавит серебро в огне, пока оно не просветлеет настолько, чтобы в нем отразился сам плавильщик. Бог, скорбями посетивший нашу землю, плавил наше Отечество до тех пор, пока в народе вновь не отразился Его святой образ.

Как потом говорили многие, вернувшиеся с войны, — даже те, кто шёл туда неверующим, в окопах, в боевых схватках, посреди войны становились верующими. Многие, еще находясь на фронте, пообещали Богу в своих молитвах: кто-то — что примет монашество, кто-то — что посвятит жизнь Богу в священническом служении. Многие участники военных событий вспоминали потом, что молитва тогда возносилась прямо на небеса, и многими ощущалось, что Бог рядом. Было много чудес, много знамений и видений, в том числе участникам боевых действий. Свидетельства об этом сохранились в воспоминаниях разных людей.

Но и на уровне правителей страны произошло определённое отрезвление. Были освобождены из тюрем священнослужители, открыты храмы, людям дали возможность открыто молиться Богу. И они молились. В первую очередь, конечно, о победе, о помощи Божьей русскому оружию. И помощь эта от Господа пришла. Ибо близ Господь всем призывающим Его.

Почти 4 года продлилась война, и завершалась она Великим постом.

В Лазареву субботу наши войска воевали в Берлине и захватили Моабитскую тюрьму, в которой долгие годы пытали и умерщвляли людей, что были не согласны с правящим германским режимом, который устроил этот ад на земле, в том числе на нашей земле. Моабитская тюрьма носит свое наименование от слова Моав — это народ, который препятствовал евреям в ветхозаветные времена войти в обещанную им Богом землю. Это народ, который просил проклясть Израиль. Но не был проклят Израиль, он был благословлён Богом (Чис. 23:8-10, 22-23, 24:5, 17-19). Так и наш народ, через боль великую и скорбь вновь вспомнивший о Боге, о заповеди евангельской, что нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13), также был благословлен Богом и вошёл в землю, в которой ему необходимо было обрести Великую победу.

В праздник Входа Господня в Иерусалим, в Вербное воскресенье, наши войска подошли к центру Берлина и начали бои за Рейхстаг.

А закончилась эта война в мае 1945 года в Пасху Великую. По юлианскому календарю, которым пользуется именно Русская Православная Церковь, — в день памяти святого вмч. Георгия Победоносца, чей образ украшает герб столицы нашей Родины, и который является покровителем града Москвы. Наш народ, пережив все муки и страдания войны, понял — как, может быть, ни один другой народ — великую истину, что жить нужно с Богом и по Божиему закону.

Подписание германскими военачальниками первого акта капитуляции состоялось в ночь на Светлый понедельник. Пасха Христова, этот Праздников Праздник, длится Светлую седмицу как один праздничный день. И вот, в ночь на Светлый понедельник была подписана первая капитуляция в Реймсе немецким командованием с союзниками, а через два дня, в Светлую среду, она была повторена уже для командования нашей армии в самом Берлине. Для нас это очевидный знак помилования Богом нашего народа.

Эта великая Победа для нас всегда будет с отблеском Победы пасхальной, Победы Господа нашего Иисуса Христа над смертью. Исход нашего народа за этой победу в Европу всегда будет для нас сравним с тем Исходом, который совершил для своего освобождения от рабства ветхозаветный Израиль. И праздник Великой победы практически всегда мы будем праздновать в пасхальные дни. Для нас он во все времена соединён праздником Пасхи Христовой.

В ветхозаветные времена ангел смерти прошел мимо еврейских домов, оставив там живыми первенцев, так помиловал их Бог, а затем вывел еврейский народ из рабства в землю обетованную. В память об этом евреи стали праздновать ветхозаветную Пасху — главный праздник своего народа. И в истории ХХ века Бог помиловал наших предков, сохранив их от истребления от рук тех, кто искал жизненное пространство для своего обезумевшего, осатаневшего народа на нашей земле. В итоге благословенная наша земля, одна шестая часть суши осталась во владении наших предков, а Отечество наше было освобождено от жестоких захватчиков.

Свет Великой победы 1945 года, соединённый со светом Победы Христа над смертью, пробудил совесть нашего народа. В конце концов, вернулась на нашу землю радость от того, что стало вновь возможно молиться в храмах Божиих, стали вновь открываться старые и строиться новые храмы, постепенно возродилась жизнь православная.

Одна победа — во времени — оказалась соединена с другой Победой — в вечности. Одно освобождение — от врага видимого — навсегда соединилось с другим освобождением — духовным, от власти врага невидимого.

Будем же всегда в этот памятный день от всего сердца благодарить Бога за то, что помиловал Он наш народ и даровал нашим дедам Великую победу.

Будем всегда чтить память погибших воинов, положивших души свои за нас, и всегда поминать в своих молитвах тех, кто ушёл вечность в те годы великой скорби.

Христос Воскресе!

Священник Вячеслав Клюев

09.05.2023 | Страничка главного редактора