Отдание праздника Пасхи

Отдание Пасхи всегда бывает накануне праздника Вознесение Господне, днем раньше.

На отдание Пасхи богослужение последний раз в этом году совершается по пасхальному чину, поется пасхальный канон, стихиры и часы Пасхи. Богослужение не менее торжественно, чем в пасхальную ночь.

Пасху Христову празднуют 40 дней, так как это самый главный Праздник Праздников, и накануне Вознесения Господня происходит отдание праздника. Это торжественная служба, очень похожая на службу в ночь светлой Пасхи.

История праздника

Первоначально отдание появилось в IV веке для некоторых великих праздников, таких как Пасха, Пятидесятница, Рождество, но позже церковью было принято решение праздновать отдание после всех великих праздников.

День Отдания праздника Пасхи совершается в среду шестой седмицы (недели). В этот день заканчивается празднование Христова Воскресения, которое продолжалось сорок дней, потому что воскресший Господь все эти сорок дней был на земле. Он являлся ученикам, Матери Божией до дня Вознесения.

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Иисуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о Царствии Небесном.

В этот день мы собираемся в храме, чтобы попрощаться с Пасхальными песнопениями до будущего года. Отдание знаменуется особо торжественным богослужением, которое совмещает в себе, кроме пасхальных песнопений, также и песнопения Недели о слепом и предпразднственные песнопения Вознесения Господня. Служба отдания совершается подобно тому, как и в отдание прочих двунадесятых праздников.

Богослужение в этот день совершается при полном освещении храма по пасхальному чину, и вечерня, и утреня – пасхальные. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху и с великим славословием.

В этот день священнослужители облачаются не в красные, как это было в Светлое Христово Воскресенье и все последующие за ним дни, а в белые ризы. Во время Богослужения они стоят в центре храма. Звучат пасхальные песнопения, как в первый день Пасхи, и Литургия совершается при открытых Царских вратах с пасхальными приветствиями «Христос Воскресе!». К вечерне, утрене и литургии бывает торжественный звон. С этого дня православные верующие перестают приветствовать друг друга фразой «Христос Воскресе – Воистину Воскрес», как это было весь пасхальный период.

После Литургии священнослужители снимают Плащаницу с Престола и кладут ее в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет. Царские врата закрываются. По традиции в этот день проходит последний в году пасхальный крестный ход.

На следующий день – один из двенадцати самых великих праздников – Вознесение Господне.

Воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется Господним днем (Апок. 1,10. Тертуллиан, III). И таким образом, Пасха совершается, в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.

И по церковному Уставу службы в этот день совершаются без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрени Евангелие о явлениях Христа по Воскреснии Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше» и «Воскрес Иисус от гроба».

Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»(1Кор.15:14) – учит св. ап. Павел. Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение – «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9).

( по материалам сайта https://m.vk.com/dosug.prav.detey?from=post)

09.06.2021 | События