О КРЕСТЕ

В Неделю Крестопоклонную

В евангельском отрывке в Неделю Крестопоклонную мы слышим призыв Господа отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним.
Что значит «взять свой крест»? Менее всего это означает непротивление и пассивность, отказ от борьбы, от творчества, от участия в жизни, от смелости, твердости и принципиальности.
Именно за обличение зла и неправды был пригвожден ко кресту Христос. Иисуса Христа, являющего Собой образ совершенства, и призывающего Своих последователей не только словами, но, в первую очередь, Своим примером, к высокой жизни, к мужеству, к подвигу, к познанию Бога, к Богообщению, к принятию Святой воли Бога и к бескомпромиссному исполнению Его заповедей, люди так часто пугаются и отвергают.
А потому все, кто говорит о Кресте как о символе якобы религии рабского непротивления злу, либо глубочайшим образом заблуждаются, либо сознательно извращают истину.

Только Крест позволяет нам в полной мере открыть правду о Боге. Ведь «Бога никто никогда не видел; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1, 18).
Только внимательно рассмотренная со всех сторон, изученная во всех обстоятельствах, осознанная и отрефлексированная смерть на Кресте вочеловечившегося более двух тысяч лет назад Бога, позволяет нам перестать говорить о Нем как о Боге неведомом. Позволяет нам построить Ему храм и написать над входом в храм «Ведомому Богу». Позволяет нам со стопроцентной уверенностью утверждать об этом Боге, что имя Ему – Любовь, что Бог есть Свет, и нет в Нем никакой Тьмы.

Крест открывает нам правду не только о Боге.
Страшно и бескомпромиссно Крест открывает нам правду и о нас самих. Призыв Христа взять свой крест означает призыв принять правду и далее по ней жить. Правду о самом человеке, о мире и о жизни.
И правда эта такова: крест христианина со всеми своими скорбями, искушениями, теснотой, самоотвержением, самопожертвованием, болью и горечью, с другого ракурса – это столь знакомые нам слова Христа: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный».
Этот призыв и призыв взять свой крест – одно и то же, но разными словами. И то, и другое – призыв к невозможному для человека, но возможному для Бога.

Но Христос и не предлагает нам идти по крестному пути в одиночестве, но предлагает следовать с Ним, следовать за Ним, брать пример с Него. С одной стороны, напоминая нам этим, что Он уже прошел путь Креста до нас и для нас. С другой стороны, акцентируя наше внимание на достигнутом Им результате крестоношения: «Мужайтесь! Я победил мир!» (Ин. 16:33).
Он идет впереди, и предлагает нам присоединиться к Нему, к Его пути, а значит и к Его Победе. С Ним становиться реальным войти в число победителей, в число тех, кто прожил свою жизнь не зря, кто исполнил замысел Бога о них. В Откровении Иоанна Богослова мы читаем такие слова: «побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (2:17). «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (3:21).

Вот учение Христа.
И как далеко оно от упрощенного, дешёвого толкования христианства, якобы позволяющего равнодушно созерцать зло и страдание ближних в предвкушении райских наслаждений. Крест – это символ прежде всего беспощадной правды, вошедшей в мир со Христом, а значит готовность обличать зло, называть белое белым, а черное – черным, признавать добро добром и не позволять его смешивать со злом. Крест – это бескомпромиссное стояние за правду, неприятие и отвержение всякой лжи, в первую очередь, в самом себе.

Своим примером Христос убеждает нас в том, что Его страдания и крест были не для того, чтобы вырастить из Своих последователей секту хронических потерпевших, а чтобы раскрыть нам, что на крестном пути шествующих за Христом в конце концов всегда торжествует Он, Первенец из мертвых, Победитель смерти, Начало и Конец, Альфа и Омега, Истина и Жизнь.

Именно у Креста перед христианином раскрываются пределы человеческих возможностей и смысл страданий; встают все проблемы человеческого бытия, проблема жизни и смерти, вечности и времени. Только у Креста для человека открывается возможность сменить опыт бездны падения на опыт покаяния и воскресения во Христе.

Архимандрит Софроний Сахаров, в жизнеописании преподобного Силуана Афонского отмечает, что истинное христианство в мире почти не проповедуется, потому что проповедь сия превосходит силы человека. Многие отказываются от истинного христианства еще и потому, что интуитивно сознают, что в этом мире быть носителем Духа Христова – значит принять многие страдания.
Но в те дни года, когда мы сугубо вспоминаем Крест Христов и читаем в Евангелии Его призыв отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним, невозможно избежать этой суровой истины.
Бог призывает всех, но не все отзываются на Его призыв. А те, которые отозвались, испытываются Богом, и степень суровости испытания соразмеряется Богом со степенью верности и преданности Ему. Истина такова: любящие Бога проходят чрез многие искушения.

Так вот, Крест – это призыв до конца быть собой, осуществить в себе то высокое, абсолютное, что заложено в нас Богом и что мы так часто предаем и заглушаем в себе, из-за малодушия, лени и нерешительности.
Отвергнуться себя и взять крест свой – это значит совершенно отказаться от своего эгоистичного понимания путей жизни. Это значит внутренне согласиться на жизнь как на трудное восхождение, как на постоянную борьбу. Ибо узок путь, ведущий в Царство Небесное, и немногие идут этим путем.

Возьмем же братья и сестры, крест свой и последуем за Господом. Уясним себе раз и навсегда, что без креста нет пути на небо.

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

08.04.2024 | Страничка главного редактора