О ДУХЕ СВЯТОМ

В ночь перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16—17).

То есть человек, ориентированный на внешнее, на познание только чувственного мира, объектов, воспринимаемых пятью чувствами,«не видит Его», не сможет узнать и принять Духа, поскольку Он не доступен органам чувств человеческого тела, как обычные объекты человеческого исследования в материальном мире.

В этом специфика взаимоотношений Бога и человека. Узнать Духа можно только, если Он Сам придет и пребудет с человеком и в человеке, и Сам откроет Себя человеку изнутри самого человека, и, в первую очередь, откроет Себя Субъектом, а не привычным объектом человеческого исследования.

И для того, чтобы это произошло, человеку надо не ломиться в мир невидимый с намерением измерить и зафиксировать, а, очистив сердце исполнением заповедей («Сыне, даждь Мне сердце твое» — Прит.23:26), личностно молить Его: «Приди и вселись в нас». Только в таком случае становится возможной эта встреча. Он ждет нашего свободного решения: захотим ли мы измениться или нет? И, если Он увидит, что мы действительно хотим, не лукавим и действительно приглашаем Его войти в нас и очистить нашу душу, то непременно отвечает на приглашение Своим согласием.

Он есть Дух Истины и ведет нас к Истине, к настоящей, вечной Жизни. Христос сказал о Себе, что Он есть Путь, и Истина, и Жизнь. Открывая нам Христа во всей полноте, напоминая и разъясняя нам все, что Христос повелел Своим ученикам, Святой Дух шаг за шагом ведет нас ко все большему видению и ведению Того, Кто есть Истина. Теснейшим образом соединяя нас со Христом в Таинстве Евхаристии, Святой Дух дает нам возможность стать едиными с воплотившимся Сыном Божиим и по плоти, и по духу, открывая нам реальность Богосыновства.

Дух удостоверяет нас в истине Благой Вести. В Духе человек понимает истинность того, что Христос умер и воскрес, и что эти события имеют отношение лично к нему. И что во Христе он усыновлен Богу. Апостол Павел по этому поводу говорит: вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим 8:15-16). Слово «Авва» — очень теплое, семейное, личное, как наше «Папочка». Именно такое теплое, сыновнее доверие и созидает в христианах Святой Дух.

Святой Дух не только открывает нам возможность Богопознания. Но Он также открывает нам и глубины человека. Он открывает нам и связь, которая есть между нами и Богом, и которая обусловливает возможность нашего реального изменения. Так, Действие Святого Духа проявляется в перемене характера в сторону нрава Самого Христа. В свое время о своем обращении ко Христу святой равноапостольный великий князь Владимир сказал: «Я был зверь, а стал человек».

Мы призываем и молим Святого Духа («Очисти ны от всякие скверны и спаси, Блаже, души наша») для того, чтобы Он, таинственно действуя изнутри нас, менял наши желания, предпочтения и привычки, просвещал наш разум и давал воле правильные ориентиры. И Он меняет, просвещает и дает, что проявляется в обретении нами в своей жизни плодов Духа. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Он меняет наш внутренний вектор, чего Сами мы, без Его благодатной помощи, сделать не можем. Нас самих Он переориентирует (изменяя наш ум, цели и систему ценностей) с замкнутости на себя, свои эмоции, ощущения и чувства, с центростремительного самолюбия и эгоизма, на открытость другим, центробежное самоотвержение, самоуничижение и самопожертвование ради ближнего, то есть на любовь.

В обычной жизни мы часто называем словом «любовь» приятное нам самим чувство, переживание, например влюбленность. В христианстве же речь идет не об эмоциях и чувствах, а о действии на основании расположения воли человека, когда он признает уникальную ценность своего ближнего и ищет ему блага. Эта перемена вектора внутренних устремлений, исходя из перемены ценностных ориентиров, представляется главным плодом Святого Духа, направленным на горизонтальные отношения человека (с ближними).

Искать блага ближнему — значит делать все для того, чтобы этот ближний сам узнал Бога и полюбил Его. Это искание определяет форму и содержание наших отношений с находящимся рядом с нами человеком. Желая ему познания Бога, мы ведем себя с ним по-Божьи — кротко, милосердно, заботливо, терпеливо, по-доброму, не осуждая, прощая его, забывая обиды. По-настоящему это становится нам доступно тоже как результат благодатной помощи — даров Духа.

Одновременно другим даром Духа становится обретение нами радости от нашей решимости служить Господу. Эта радость прорастает в нас постепенно, вместе с уверенностью в вечной жизни, с осознанием правильности, спасительности избранного пути, причастности к важному и спасительному делу, результат которого не потеряет своей актуальности для нас никогда, то есть перейдет с нами в вечность. Это и есть то собирание себе сокровищ на Небесах, где ни моль, ни ржавчина, ни вор не в состоянии повлиять на объем нашего богатства. Все это наполняет христианина радостью. Как говорил апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1:23).

Гармонизация наших отношений с Богом, с ближними и с самими собой влечет для нас еще один дар Святого Духа — «мир превыше всякого ума». Это не просто отсутствие войны. Библейское слово «шалом», которое у нас переводится как «мир», имеет гораздо более глубокое значение. Поссорившиеся могут не воевать, а просто держаться друг от друга подальше. Между ними нет войны, но нет и мира, любви. «Мир превыше всякого ума» появится, когда они помирятся и сядут все вместе за одним праздничным столом. Ресурсами для этого являются «мир Божий, который превыше всякого ума», соблюдающий сердца наши и помышления наши во Христе Иисусе (Фил. 4:7), и наше осознание того, что мы и сами прощены и приняты Богом. Оно умиротворяет христиан и наполняет их способностью быть миротворцами для других.

Святой Дух дает христианину способность воздерживаться от слепого следования желаниям, потому что нередко наши желания влекут нас к тому, вредно и гибельно для нас либо для других людей. «Все мне можно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (Кор. 6:12).

Без благодати Божией мы не можем ни уверовать, ни даже захотеть этого. Тем более, нам сложно довериться невидимому, непознанному нами Богу, принять Его в качестве своего Небесного Отца. Дух освобождает нас от ожесточения, закрывающего наши сердца для веры. Он освобождает нас от недоверия Богу, и в конце концов — избавляет нас от животного страха перед Ним, трансформируя наши чувства к Нему в доверие, почтение, благодарность, стремление ни в чем не оскорбить Его. Выстраивая совершенно новые, детско-родительские отношения человека и Бога.

Долготерпение, которое приносит нам Дух Святой, вселяясь в нас, проявляется в приобретении нами способности переносить различные тяготы и скорби, включая болезни, лишения, обиды, без озлобленности, уныния и отчаяния.

Христиане призваны подражать благости, доброте Самого Бога. Христос заповедает нам: «любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5:43-44).

Кротость появляется у человека, исцеленного от гневливости, раздражительности, неприязненности и обидчивости. На смену им Святой Дух приносит человеку благожелательное спокойствие, мужественное терпение. Как пишет апостол Павел: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1).

Такой плод Святого Духа, как милосердие, делает нас способными проявлять любовь и сострадание, подобные любви и состраданию Бога, Который благ и к неблагодарным и злым(Лк. 6:35).

Все это становимся доступным человеку в Духе Святом. Итак, Дух Святой наставляет нас в истине и дает дары, помогающие нам жить в этом мире по-христиански, а по большому счету — по-человечески.

Дух Сам устремлен и нас устремляет к двум измерениям: 1) через будущее во вневременное, в вечное; 2) через совершенствование к полноте, к самому совершенству: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Он хочет сделать нас не просто хорошими, а святыми.

Вопрос в том, хотим ли мы этого? Дерзаем ли искать настоящих сокровищ?

Ревнуем ли о небесном, о дарах больших, о пути превосходнейшем (1 Кор. 12:31)?

Зададим себе этот вопрос и честно ответим на него.

Священник Вячеслав Клюев

10.06.2023 | Страничка главного редактора