НОВОМУЧЕНИКИ КАК УЧИТЕЛЯ ВЕРЫ В ЭПОХУ БЕЗВЕРИЯ

Время новомучеников было временем передовых технологий. К примеру, преподобные исповедники Кукша Одесский и Севастиан Карагандийский были современниками полета человека в космос.

Среди профессий новомучеников встречаются вполне современные: банковских работников, прорабов-строителей, профессоров университетов, экономистов и ученых с мировым именем. Поэтому их жизнь и подвиг для нас является бесценным источником «сведений», как жить и верить в наше время.
Новомученики были сторонниками «публичного богословия», они всеми силами стремились высокое Откровение облечь в доступную для народа форму.

Озвучим несколько богословских тем: о Боге, об Иисусе Христе, о Спасении и прикосновении к благодати через Церковь.

Бог есть Жизнь. Этой идеей насквозь пропитано наследие исповедника и врача-хирурга свт. Луки Крымского. Его проповеди на двунадесятые праздники удивляют простотой, соединенной с глубиной. Его сравнение «солнце – электрическая лампа – Фаворский свет» потрясает своей доступностью: «Свет материальный, свет солнца дает жизнь материальную всему живому на земле… Он всё животворит. Он в этом отношении безмерно более велик, чем всякий искусственный свет, хотя бы даже электрический, который ничего не животворит. Но ведь свет солнечный животворит для жизни материальной, а кроме нее есть жизнь вечная, жизнь не материальная, а духовная. Как солнце есть источник жизни телесной, так источник жизни вечной в Господе Иисусе Христе. И этот Свет, просвещающий всякого человека, видели апостолы на горе Фаворской… Узнал мир, что кроме света солнечного, света материального, существует еще иной свет – Божественный».

Бог для новомучеников – источник жизни. Одесский священномученик Онуфрий (Гагалюк) для уяснения этой тайны использовал сравнение: «Нет солнца, нет и жизни в природе, всё замирает, всюду мрак и холод. Так без Спасителя не может быть духовной жизни среди людей, но все они – трупы безжизненные и разлагающиеся, вносящие всюду ужас и тоску».

В основу жизни во Христе сщмч. Сергей Мечёв ставит милосердие. Христианство для него – это новая жизнь в любви друг к другу. Христос приносит не учение, а новый образ бытия в Любви. Мученик заостряет внимание на том, что сам Крест – свидетельство любви и  напоминание о Божием милосердии. «Церковь призывает углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи… Господь на Кресте принес не просто жертву, а жертву Своего милосердия. Он был прежде всего милостив и учил нас именно этой, Своей жертвой милости, милующей любви. Не случайны были эти крестные страдания, в которых Господь думал о нас грешных, так как нас Он любил, нами Он болел, о нас Он скорбел. Ибо Христос, распятый за наше спасение, поучает нас, что не жертвы Он хочет, а милости».

Воскресение Христово – центральная тема апостольской проповеди. Эта тема всецело усваивается богословием всех времен. Гроб Христа – пуст! «Смерть и тление, по слову сщмч. Иоанна Восторгова, не удержали Начальника жизни, и ад встретил в Нем Разрушителя ада».
Сщмч. Сергей Мечёв замечал, что церковная жизнь, литургическая жизнь дают возможность прикоснуться к Божественной жизни, к жизни Воскресшего Христа. Он говорит: «Христос принес на землю не новую идею, а новую жизнь. Аз есмь Воскресение и Жизнь (Ин. 2:25). Христос учил не болтать, а жить. Поэтому, если мы хотим следовать за Ним, мы должны жить во Христе. Он указал нам путь в этой жизни и Сам Он есть Путь, Истина и Жизнь (Ин. 14:6). Он требует от нас последования Ему не словами, а делом: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 2:29). Такое отношение к христианству обязывает нас к новому, духовному пониманию праздников. Смысл их при таком понимании заключается не в воспоминании о прошедших когда-то событиях, а в духовном вхождении в то, что совершилось ‟нас ради человек и нашего ради спасения”».

От Адама тесто человечества получило закваску смерти, и всё вскисло для тления. От Христа тесто человечества получилось закваску воскресения и жизни вечной. Для новомучеников Воскресение Христово – начало жизни вечной здесь и сейчас. Они призывают жизнь согласно Евангелию Воскресения. Одесский святитель сщмч. Онуфрий (Гагалюк) писал: «От тебя, возлюбленный, зависит дальнейшая твоя жизнь: хочешь вечной pадостной жизни с Богом, вечной Пасхи, – веруй в Бога и исполняй Его святые заповеди, как учит тебя Православная Церковь. Hе веруешь в Бога, живешь по-язычески – и для тебя будет вечная скоpбь и мpак».

В трудах новомучеников удивляют простота и доступность излагаемых высоких тайн. Так, сщмч. Владимир (Богоявленский) вполне доступно поясняет на проповеди, почему Третье Лицо Святой Троицы явилось апостолам  в виде огня. Святитель говорит: «Потому, что действия Духа Святого подобны действию огня. С огненной силой объял Он учеников Христовых, огненную ревность о Царствии Божием зажег Он в сердцах их; с огненной силой лилась речь, которую они возвещали о великих делах Господних; как огонь, жгла эта проповедь сердца слушателей… Они, по слову Иоанна, крестятся Духом Святым и огнем.
Огонь… расторгает узы, разламывает темницы… Вот охватывает он Павла, и этот последний разрушает стену закона, и падают границы Ветхого Завета; неудержимо распространяется он в странах языческого мира, и куда ни проникает – всюду падают идольские капища, всюду, как заря, восходит и начинается новая жизнь в умершем мире… Как огонь, очищает Он сердца верующих. Когда благодать Святого Духа охватывает человека и начинает в нем свое дело, тогда душа этого человека делается подобной золоту, которое очищает плавильщик в горниле. Ум его просветляется, мысли исправляются, сердце очищается от накопившихся осадков нравственной нечистоты, греха и порока, воля закаляется в добре, и пламенная ревность о славе имени Божия делается ее внутренней потребностью».

Мысль новомучеников дерзновенна. Для них в наши дни Святой Дух в Церкви действует также. Такое понимание заставляет сщмч. Григория Лебедева призвать паству: «Господь освятил землю, на которой Он учил, страдал, творил чудеса и воскрес, а по Вознесении послал Утешителя – Духа Святого, чтобы закрепить дело Божие… Эта сила положила конец разложению жизни. Теперь живите, Святой Дух с вами!».
Новомучеников и исповедников, без сомнения, можно назвать учителями нравственности для современного общества. Практическая сторона жизни христианина особо хорошо и ярко выступает в проповедническом наследии новомучеников и исповедников.

Свт. Лука Крымский, говоря о том, как приобрести блаженную и мирную кончину, замечал, что она собирается как мёд пчелой –  изо дня в день.  «Надо жить жизнью духа, а не жизнью плоти. Надо стяжать в этой жизни постоянными подвигами борьбы духа с плотью великие плоды духа… Вот те, только те, кто живет жизнью духа, а не жизнью плоти, получат мир. Мир они собирают в сердца свои в течение всей своей жизни изо дня в день, подобно тому, как пчела собирает мед с цветов. Она трудится весь день. Надо и нам работать Господу все дни жизни нашей, надо и нам собирать крупицы мира душевного постоянным деланием не плоти, а духу».

Новомученики – великие угодники Божии. Входя в их опыт веры через чтение их трудов и молитву к ним, мы прикасаемся к великим тайнам, разжигаем жажду спасения и праведной жизни в себе. Благодаря духовной дружбе с ними мы всё больше и больше сможем осознать, что есть «только один путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному», – это путь жизни во Христе, в Его Церкви и Его благодати.

Иерей Андрей Гавриленко

(по материалам сайта pravlife.org)

29.11.2021 | Публикации