МИССИЯ ЖИЗНИ ДЛЯ «МЁРТВОГО ДОМА»

День Православной книги в Бачкеевском этапе

/краткое содержание.: Переход в сумерках — «удмуртский гороховый шербет» — арестантская вечерка — «за имя Мое» -дневник священника пересыльной тюрьмы – сила молитвы- ночлег на нарах — общее дело/

6 и 7 марта Игринский краеведческий музей и Ассоциация православных педагогов Игринского района «Свеча» (руководитель Любовь Злобина ) провели мероприятие «За имя Мое: Сибирский тракт и век ХХ-й» в честь празднования Дня Православной книги (1/14 марта).

Главная практическая цель — проделать в трудной обстановке то, что укрепляет силу воли и поднимает дух! Самим проверить, каково оно — пройтись в ненастное время по Сибирскому тракту, спать на голых нарах, скудно есть (этот пункт не удался из-за сердобольности наших женщин), укрепиться молитвой, трудом и книгой, и, не выспавшись, снова двинуться в путь! Во всяком случае, мы теперь точно знаем, что можем предложить экстремальным туристам, включая неугомонных (или вполне обычных) школьников.

+++

Итак, идейно мероприятие было посвящено осмыслению значения Христовой веры людей в истории Сибирского тракта и в час испытаний «безбожного века». Для начала мы прошли с молитвой 5-ти километровый отрезок Сибирского тракта от д. Комсомолец до Бачкеевского этапного пункта (вышли в 6 вечера). По ходу движения оживили в памяти историю беззаветной дочерней любви Прасковьи Лупполовой — совсем юной девушки, вызволившей своего старика-отца из Сибирской ссылки (http://svyato.info/4634-praskovja-lupolova-podvig-ver..). Она прошла путь в три тысячи вёрст из Сибири (г. Ишим) в Санкт-Петербург «с одним рублём, образом Божьей Матери и с родительским благословением», чтобы просить у православного государя милости для несчастного отца».

В Бачкеевском музее «Этапный пункт» его «хозяйка» Ларионова Елена Валерьевна провела для «пеше шествующих» экскурсию по двум залам музея — истории Сибирского тракта и камере для ночлега арестантов.

Затем всех ждал великопостный ужин в арестантской камере (так и просится написать — в «камерной обстановке при свечах»). Отведали и арестантской каши, и различных походных яств, включая, наверное, самое вкусное в этот день — «удмуртский гороховый шербет» (кӧжи пог).
Тут же за столом поближе познакомились друг с другом — этап связал единой судьбой и музейщиков, и учителей, и библиотекарей, и простых братьев-прихожан, и пожилых-прихожанок (вот уж кто точно даст фору различному экстремально-неформальному туристу!)

Далее всех ждали мастер-классы. Для мужеского полу свой — вырезали под руководством известного игринского резчика Дениса Корепанова толкушку для ягод, столь необходимых к чаю в это ненастное время года. Для женского — свой. Они плели нехитрую «фенечку» от мастерицы Бачкеевского музея Тамары Бекментьевой. Главное в мастер-классах — не само качество поделок (в профессионализме учителей и талантливости их учеников никто не сомневался). Главное — за подделками дружно петь песни, творить молитву, вспоминать интересные духоподъемные истории из своей жизни. В общем, впору писать второй том игринского аналога мирового бестселлера «Несвятые святые». Первый том, выпущенный Игринской библиотекой под названием «Душа слышит свет», разошелся на ура лет пять тому назад (отчасти материал с бачкеевской арестантской вечерки записан на видео=полкниги уже есть).

После мастер-класса — знакомство с Православной книгой. Их пронес с собой в камеру главный организатор мероприятия — ст. научный сотрудник Игринского краеведческого музея Павел Миронов. Это и совсем новая книга об известном православном старце ХХ века — архимандрите Иоанне Крестьянкине (включая поучительные страницы о его пребывании в заключении). Здесь как нельзя кстати подходят строки из Книги Жизни: «и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф, 10-22). На примере жития отца Иоанна мы увидели, что ХХ век дал примеры ужасающих гонений и мученичества за Христа в России, и одновременно показал стойкость верных и утешение для нашего времени.

Поговорили и о различном отношении к арестантам в притрактовых деревнях. Кто-то невольно страшился прихода арестантских этапов, а кто-то относился к «несчастным» исходя из слов Христа: «… в темнице был, и вы пришли ко Мне…. так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…» ( Мф, 106 зач., 25, 31—46) https://pravoslavie.ru/4053.html

Отчасти для понимания необъяснимых причин незаслуженного попадания людей в ссылки, на каторги и в тюрьмы вспомнили басню Иван Крылова «Крестьянин и лошадь»:

Крестьянин засевал овес;
То видя, Лошадь молодая
Так про себя ворчала, рассуждая:
«За делом столько он овса сюда принес!
Вот, говорят, что люди нас умнее:
Что́ может быть безумней и смешнее,
Как поле целое изрыть,
Чтоб после рассорить
На нем овес свой попустому?
Стравил бы он его иль мне, или гнедому;
Хоть курам бы его он вздумал разбросать,
Всё было б более похоже то на стать;
Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;
А попусту бросать! Нет, это просто глупость».
Вот к осени, меж тем, овес тот убран был,
И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.

Читатель! Верно, нет сомненья,
Что не одобришь ты конева рассужденья;
Но с самой древности, в наш даже век,
Не так ли дерзко человек
О воле судит Провиденья,
В безумной слепоте своей,
Не ведая его ни цели, ни путей?

В ходе вечера познакомились и со старинными церковными книгами («Краткое учение о богослужении Православной церкви, 1900 г., «Миссионерский спутник» 1904 г и др.), и с рукописными тетрадками середины ХХ века («Голгофский кузнец» Зинаиды Зориной и др.) и, конечно, со сборником отрывков из русской духовной прозы с первой Бачеевской читки 2018 года ( https://vk.com/wall-74032286?q=читка&w=wall-74032.. ). Особое внимание было уделено «Дневнику священника пересыльной тюрьмы». https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-svyashhennika-peres..

Выяснив значение молитвы и духовной книги в жизни арестантов («…большой спрос на азбуки, евангелия и толковые молитвенники..», «…очень многие отдают свои последние деньги, чтобы купить душеспасительную книгу…», «..в большом ходу у арестантов Псалтирь церковная. Просят почитать, многие просят оставить у них навсегда. Причина этому та, что читают они псалтирь за упокой. Характерная черта: убийца молится за свою жертву. ..», «…После того, как партия вызвана (перекличка), все, обратясь к иконе, начинают петь молитвы; многие становятся на колени, молитва искренняя, непринужденная, со слезами…» , «..утром и вечером после поверки арестанты поют молитвы..») все желающие собственно к молитве и приступили. Возможно впервые за 100 с лишним лет стены Бачкевского этапного пункта вновь услышали в буквальном смысле «до боли знакомые» православные молитвы.

Прочитав вечернее правило с великопостной молитвой Ефрема Сирина (https://sauternes-59.livejournal.com/204933.html) и канонами ко Причастию совсем ненадолго «прикорнули» на трехъярусных нарах. Однако сила молитвы — особенно совместной! — такова, что, не проспав и трех часов, все были готовы к заключительному 8-ми километровому переходу — теперь в обратном «сам делешно» каторжанском направлении — на Сибирь.

Проходя впотьмах в самом начале пятого утра по Баскеевскому- Бакчегурту-Бачкеево (https://rodnaya-vyatka.ru/places/85559) и по самой что ни на есть исторической части Государевой дороги, многие ощущали живую сопричастность к истории Великой Страны. Кому-то в полутьме виделся силуэт залихвацкого ямщика, кому-то слышался звон кандалов и обрывки арестантской песни («…Мне и хочется на волю, да, э-эх! Цепь порвать я не могу..»), а кто-то просто вместе со всеми творил походную Иисусову молитву…

Уже в 6 утра мы были на Литургии в скромном Игринском храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Название храма тоже оказалось промыслительно символичным для нашего мероприятия, ведь очень многих «душегубов» до Сибирской каторги доводило пристрастие к винному зелью, а «Неупиваемая Чаша» (=Сам Христос) как раз является избавительницей от «винных бед».

В свою очередь Литургия в переводе с греческого означает «общее дело». В этом «общем деле» в знак завершения достойного прохождения Первой недели Великого поста более 100 лет назад в наших местах стремился поучаствовать каждый православный христианин – и лесоруб и каторжанин, и ямщик и крестьянин, и школьник и учитель. Проведя ночь на нарах, прикоснувшись к походной и камерной обстановке «несчастных», и немного поизмотавшись телесно (прошли ок. 13 км за полсуток), мы как никогда понимали — перед Христом все равны. Только Он может дать утешение самой скорбящей душе на свете (а кому то из арестантов Он сначала дает и саму скорбь для пробуждения прожженной совести). Так в завершение нашего похода и мы приступили к общему делу — к Причастию всепрощающих Святых Христовых Тайн https://pravoslavie.ru/31461.html — и получили не только утешение, но и радость. Радость приобщения к вечной Жизни, которая есть Христос.

И вывод из похода и ночевки на нарах можно заключить следующими словами. В перипетиях нашего временного земного бытия необходимо каждому успеть избрать правильный Путь, чтобы познав Истину вовремя приобщиться к Вечной Жизни (ср. Ин 14:6)

ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ ФОТО — https://vk.com/album-30391388_270937728

16.03.2020 | События