«Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее»… Благовещение Пресвятой Богородицы

Обычно читаемый на Богородичные праздники отрывок Евангелия от Луки содержит такие слова: «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
И хотя конкретно в этом месте речь идет о другой Марии, сестре Лазаря четверодневного, память которого мы будем отмечать завтра, именно эти слова как нельзя точно характеризуют произошедшее с Девой Марией в Назарете при явлении Ей архангела.
В ответ на благовестие, Она действительно избрала «благую часть» и смиренно и кротко ответила Своим согласием на призыв стать Матерью долгожданного Мессии-Христа.
Уже через непродолжительное время, придя в гости к родственнице Своей, Елизавете, носящей в это время во чреве будущего Предтечу Христа – Иоанна Крестителя, юная Мария осознала, что теперь, по результатам этого Ее ответа архангелу, этого Ее выбора, Ее исторического согласия, будут ублажать, величать и славить Ее во все времена и в вечности все роды: не только человеческие народы, но и все чины Небесных Сил Бесплотных.
И действительно, как поется в песнопениях Литургии, о Ней, о Пречистой и Благодатной, вечно «радуется всякая тварь».
Благовещение, благая весть, радостное известие – это новость, которая никогда не переставала и не перестанет быть новостью потрясающей, неслыханной, ошеломляющей, новой и дарующей надежду.
Это событие сочетает в себе с одной стороны, не имеющую аналогов встречу и взаимопроникновение двух миров — видимого (материального) и невидимого (духовного), с другой стороны – тихую, мирную и спокойную беседу двоих, в неизвестном местечке, на задворках Римской Империи.
В наше время вчерашние новости быстро теряются в потоках информации в интернете, в мессенджерах, в чатах, истлевают в ворохах газетных бумаг. Но ЭТА радостная весть о спасении, не просто о пришествии долгожданного Спасителя, а о пришествии к нам Самого Бога, изволившего воплотиться и вочеловечиться, эта весть навсегда остается новой. И вечно актуальным остается произошедшее в тот день сочетание неба и земли, Божественного призыва и человеческого отклика-приятия. Это все и есть праздник Благовещения.
Мало в Православной Церкви, в христианской религиозной традиции, в религиозной памяти последователей Христа праздников СТОЛЬ светлых и однозначно радостных, как весенний праздник Благовещения.
В большинстве своем, каждый православный церковный праздник большие или меньше соединен с некой ноткой печали, с воспоминанием о предстоящих или наступивших искушениях, скорби, страданиях Христа или святых.
Господские праздники практически все такие…
Преображается Господь на Фаворе незадолго до Своих страданий и крестной смерти именно для того, чтобы, когда увидят Его ученики на Голгофе, «страдание уразумеют вольное».
Торжественный Вход Господень в Иерусалим, сопровождающийся радостными приветствиями и постиланием под ноги Мессии одежд, на самом деле – вход на страдания и мучительную смерть.
Даже казалось бы столь радостное Рождество Христово сопровождается принесением в дар Христу погребальной смирны, сразу обозначая, для какой великой жертвы родился этот Богомладенец.
Богородичные праздники, как правило, в этом смысле более мирные, наполненные тихой, кроткой радостью.
И среди них САМЫМ радостным, самым небесным и полным надежды, безусловно, является Благовещение.
В этом празднике мы видим образ Марии, пречистой Богоматери, который отвергает и опровергает образ человека как существа прибитого страстями к земле и чуждого небесной высоты. Ее образ в событии Благовещения утешает и ободряет, вдохновляет и помогает.
Всматриваясь в этот образ, так легко верить в небесное призвание человека, в небесную глубину всего мира.
Радость Благовещения в том, что скоро, скоро через эту никому неизвестную доселе галилейскую девушку, начнет совершаться древняя тайна. Потому что, как поется в тропаре праздника, «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление». То есть «сегодня начало нашего спасения и открытие вечной тайны».
Начинается Тайна спасения мира. Сын Божий становится Сыном Девы, и об этой радости говорит Гавриил. Бог приходит в мир не с громом, грохотом, огнем и молниями. Но в образе детства, слабым и беззащитным Ребенком, Который, тем не менее, обессилит все самое сильное зло во всем мире.
Рефреном прозвучавший в Назарете призыв «Радуйся!», адресованный архангелом к ОДНОЙ, единственной, избранной и достойной, через 9 месяцев прозвучит в Вифлееме, в словах ангела, явившегося с Небес пастухам: «Я возвещаю вам великую РАДОСТЬ, которая будет ВСЕМ людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
Радость Вифлеема в истории нашего спасения существует только потому, что была радость Назарета, где Архангельский глас Благовестия не оказался бесплодным и повлек за собой согласие юной Девы: «Се, раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).
А Евангелие (Благая весть) Воскресения Христова стало возможным потому, что прежде было архангельское Евангелие (Благая весть) Пресвятой Богородицы.
Той и мы велегласно возопим:
«Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

08.04.2024 | Страничка главного редактора