ЛАЗАРЕВА СУББОТА

Печали Страстной недели предшествуют два дня, ни на какие другие не похожих: Лазарева суббота и Вербное воскресенье, объединенные единым для обоих дней праздничным тропарем. Они зовут нас в евангельские события, которые делают нас подлинными участниками Пасхи Христовой.

И накануне Лазаревой субботы, на вечернем богослужении поются песнопения, звучащие только на воскресном всенощном бдении – «Ангельский собор удивися» и «Воскресение Христово видевше».
Мы закончили полезный для души сорокадневный пост. На протяжении последних шести дней поста Церковь в своих богослужениях давала нам возможность следовать за Христом по направлению в Вифанию и в Иерусалим. В церковных песнопениях Мы слышали, что Христос идет в Иерусалим умертвить смерть… Каждый день последней седмицы мы слышали что-то про Лазаря: в понедельник-вторник он болел, в среду умер и был погребен. На четвертый день после этого Христос приходит с учениками в Вифанию. И там происходят события, описанные в Евангелии от Иоанна.
Евангельский отрывок, читаемый в Лазареву субботу, примечателен не только потрясающей историей о возвращении к жизни четверодневного, смердящего мертвеца. Есть в этом тексте Евангелия еще одна важная достопримечательность, один удивительный стих.
Общепринятое сегодня в Церкви деление на главы Священного Писания состоялось около 1227 года. На стандартные пронумерованные стихи, позволяющие теперь нам без особого труда быстро найти любое место в Библии, деление текста состоялось в 1555 году.
Стихи неравны в размерах. Какие-то включают в себя несколько слов, какие-то – несколько словосочетаний, какие-то – несколько предложений. Самый длинный стих в Библии можно найти в Книге Есфирь (стих 9 в главе 8 содержит девяносто слов). А самый краткий, но самый знаменательный стих Евангелия содержится в Евангелии от Иоанна (11:35), в отрывке, посвященном воскрешению Христом Лазаря. Этот стих состоит всего из двух слов: «Христос заплакал».
На страницах Священного Писания известны и описаны три ситуации, в которых Христос плачет. Помимо событий в Вифании, Христос заплакал позже при приближении к Иерусалиму, смотря на город (Лк. 19:41), и это уже события Вербного воскресенья. Здесь Он плачет, скорбя, что Иерусалим не узнал времени посещения своего долгожданным Мессией-Христом, и провидя грядущее через 30 с небольшим лет после этого разрушение Иерусалима римскими войсками под командованием Тита, сына императора Веспасиана.
Апостол Павел напоминает нам и о третьем случае, когда Господь горько плакал о всем роде человеческом, прошедшем от начала до конца времен. Это было в Гефсиманском саду во время Его тяжкого борения до кровавого пота (Лк. 22: 44). Тогда Господь «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5:7-10).
Почему так значительны для нас эти два слова: «Иисус заплакал»?
Во-первых, потому, что значит воистину «Слово стало плотью» (Ин. 1: 14), воистину Сын Божий стал Сыном Человеческим, во всем, кроме греха, подобным нам. В том числе и умением плакать.
Во-вторых, о чем плачет Христос? Во всех трех случаях Господь плакал не о Себе, а о людях. Смерть человека, друга, смерть многих соотечественников, современников Христа и будущих жителей священного для каждого иудея города Иерусалима, смерть Отечества и смерть всего человечества – вот, что вызывает слезы Иисуса Христа.
Слезы вскрывают внутренний мир Господа. Он скорбит о том, что смерть от века к веку уродует людей, разлучает их друг от друга, лишает счастья, вносит в мир тоску, печальное и тревожное ожидание.
Его плач – это плач Творца над разрушенным творением, плач Любви над изменившим Ей человечеством. Сама Любовь скорбит, плачет и бросает вызов, как последнему врагу, самой смерти.
Вглядываясь в эти события, мы приходим к обоснованному выводу, что для Христа нет ничего более неестественного, ничего более противоестественного, ничего более чуждого, чем смерть. «Бог смерти не сотворил» (Прем. 1:13). В смерти Своего друга Иисус Христос видит торжество смерти в мире. Смерти, которая отравляет жизнь, превращая ее в трагический обратный отсчет, в бессмысленное чередование дней, стремящихся к неизбежному концу, к неминуемой пропасти. И потому Христос плачет.
Бог – Жизнь, источник всякой жизни, всякого существования. И путь, которым, получивший возможность быть, существовать во времени и в пространстве, получивший дар жизни, человек пошел в направлении от Бога, означает его удаление от жизни, движение абсурдное, бессмысленное, ошибку, промах, грех (греч. ἁμαρτία — непопадание в цель, промах).
Невозможно не содрогаться от боли и слез отцу, вынимающему из петли самовольно ушедшее из жизни чадо; матери, прижимающей к груди тельце дочки, обварившейся кипятком; священнику, отпевающему своего сына, зарезанного на улице пьяными хулиганами в ответ на попытку парня заступиться за обижаемого прохожего. В такие моменты мы понимаем всю неестественность и неправильность происходящего. Всю неестественность и неправильность смерти. Так и Бог, неизменяемый Дух, став Сыном человеческим и получив, таким образом, физиологически возможность плакать, не может избежать слез. И Христос плачет о нашем абсурдном и неестественном выборе греха.
Как мы посмотрим на человека, которому дали бублик, а он сказал бы: «Выбираю то, что в середине, вот это, круглое – дырку от бублика»?. А Бог дает сотворенному Им человеку жизнь, жизнь вечную, жизнь счастливую. Дает не от нужды, а только по избытку любви. Но человек в предоставленной ему свободе упорно стремится к небытию, к собственному несчастью, к боли и страданиям.
Как смотреть на это вочеловечившемуся Богу? Только со слезами. И Христос плачет.
Его слезы свидетельствуют нам о том, что Бог хочет сострадать нам в полной мере. Ему недостаточно было оплакивать нашу беду с Небес. Он сошел к нам, вошел в толпу плачущих и плакал вместе, подавая пример, который позднее апостол Павел облечет в форму заповеди: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12:15).
Не говорите своим разревевшимся мальчишкам, что мужчины не плачут. Это неправда. Ведь лучшие из мужчин в истории плакали. Плакал и Лучший из лучших.
Воскрешение Лазаря — это символ воскрешения во Христе каждого из нас, знак, что для Бога нет ничего невозможного. Там, в Вифании, у могилы друга, приблизился час последней битвы Христа, встречи света с тьмой, превратившей мир в царство смерти. Обращаясь к мертвецу, лежащему в темноте гробницы, Христос повелевает ему выйти оттуда. Мертвец слышит и исполняет повеление Господа.
Это вызов, который бросает Христос смерти, это объявление ей войны. Чтобы окончательно победить смерть и разрушить ее царство, Христос через несколько дней Сам сойдет во гроб, чтобы встретиться со смертью лицом к лицу. В этом – чудо любви, торжествующей над смертью, свидетельство того, что Бог снова дарует нам вечную жизнь. А потому уже за вечерней накануне Лазаревой субботы мы поем: «Лазаревым воскресением Христос уже разрушил тебя, Смерть, и где твоя, Ад, победа?»
Как звучит приказ Господа? – «Лазарь, иди вон!». Это призыв, обращенный и к каждому из нас: идите вон из объятий смерти. Каждый из нас, больше или меньше, уже сейчас – частично умерший, частично побежденный, охваченный безнадежным сетованием. Но со страниц Евангелия мы слышим слова Господа: «Не бойтесь! Я есть воскрешение и жизнь!». И друг Господень, который живет в каждом из нас, который, казалось бы, уже безнадежно мертв, от одного слова Христова может воскреснуть. И поистине воскреснет!
Да поможет нам Господь, в память о Его святых слезах, быть лучше и ближе к Нему, укрепиться в вере и решимости быть Христовыми. Господь словом Свои воскресил Лазаря из мертвых – значит, тем же словом Господа, обращенным к нам, и мы воскреснем.
И все любимые нами воскреснут.

Священник Вячеслав Клюев

09.05.2023 | Страничка главного редактора