КТО ЖЕ «ГЛАГОЛЕТ» В 35-М ПСАЛМЕ?

«Глаголет пребеззаконный согрешати в себе», — так начинается церковнославянский текст 35-го псалма. Казалось бы, здесь все понятно: грешник помышляет зло. Не вполне ясно, что значит «глаголет согрешати», но можно подумать, что речь идет о крайней степени нравственной испорченности: грешник только и бредит тем, чтобы творить беззаконие. Или же можно предположить, что речь идет о тщательном продумывании греховного поступка.

Между тем, если мы обратимся к древнееврейскому оригиналу псалма, выяснится, что этот стих буквально «срывает крышу». Он начинается со слова נְאֻם nəʾum (принятое произношение — «нэу́м»), которое очень часто (ок. 360 раз) употребляется в Ветхом Завете и почти всегда ВВОДИТ ВЫСКАЗЫВАНИЯ БОГА в пророческих текстах. Помните фразу «тако глаголет Господь» в паримиях? «Тако глаголет» — это во многих случаях передача древнееврейского nəʾum.

Кто же «глаголет» в 35-м псалме? Согласно древнееврейскому тексту, «глаголет» грех! Nəʾum pešaʿ — так звучит начало этого псалма, и древнееврейских читателей и слушателей оно должно было шокировать. Слыша слово nəʾum, человек ожидал, что дальше будет звучать слово «Господь», и готовился услышать пророческую речь, а вместо это он слышал слово «грех»!

Но это еще не все. «Грех глаголет» к самому грешнику. Если в церковнославянском тексте говорит «пребеззаконный», то в еврейском тексте этот самый «беззаконный» внимает греху, будто пророку! То есть буквально в трех словах псалмопевец показывает, что беззаконный человек ставит свой грех на место Бога.

Но и это еще не все. Первый стих 35-го псалма завершается в еврейском тексте фразой «внутри моего сердца». То есть я сначала настроился на то, чтобы услышать пророческую речь; потом испытал потрясение от того, что «глаголет» на самом деле грех; потом понял, что это, оказывается, беззаконник внимает греху, будто Самому Богу; и только я ужаснулся падению беззаконника, как мне сообщают, что все это происходит в моем собственном сердце!

Другими словами, сам я внутри себя становлюсь свидетелем того, как появляется добрые и злые мысли, сам я представляю, как поступить в той или иной ситуации, сам делаю выбор, сам же наблюдаю за этим. И любая, самая страшная мысль, может возникнуть в моем сердце, а значит, что мне следует не только победить ее, но и задуматься, прежде чем я захочу ужаснуться поступкам или мыслям другого человека.

(по материалам сайта jesus-portal.ru)

20.11.2020 | Публикации