КРЕСТНЫЙ ХОД КАК ДОБРОДЕТЕЛЬ

16 октября состоялся традиционный крестный ход Зура — Б. Пурга.

Крестходцы молились за укрепление веры в сердцах, за ниспослание помощи Божией тем, кто сегодня особенно остро нуждается в поддержке Бога и близких — за Русское воинство, Президента, Патриарха.

Крестный ход — это деятельное выражение молитвы, продолжение Литургии как общего дела. Длительная совместная молитва и поддержка, а порой и терпение друг друга, общая трапеза по окончании крестного хода, — всё это духовно объединяет и сплачивает.

Отрадно, что в Игринском благочинии с каждым крестным ходом среди его участников всё больше детей, многие просятся в трудный, но радостный путь сами.

Часть пути ребятки преодолевают самостоятельно — часть на сопровождаемом транспорте (огромная благодарность прихожанке Наталии Поповой за помощь в автосопровождении крестного хода). Крестный ход для них – живое приобщение к христианской добродетели. А приобретение, усвоение добродетели — это и есть смысл жизни каждого человека, будь то большого или маленького.

ФОТОАЛЬБОМ крестного хода 2022 — https://vk.com/album-30391388_287485033?…

+++++++++

(Своеобразная война проходит и в наших селах-деревнях, её признаки — запустение, разруха и лень, что для души тлен. Есть мужики, но помочь трем-четырём бабушкам — прихожанкам либо не осмеливаются, либо — не зовут; вот и купол храма в Б. Пурге снова порастает лесом..)

+++++++++

ЧТО ТАКОЕ КРЕСТНЫЙ ХОД?

Что такое крестный ход? Крестный ход — торжественное совместное шествие священнослужителей и мирян с хоругвями, иконами и другими святынями к какому-либо месту.

Обычно он совершается после Божественной литургии и проходит с остановками-молебнами у храмов, часовен и особо чтимых мест, встречающихся на его пути. Велика помощь и значение крестного хода. Многие отцы Церкви подчеркивали эту важность и великую духовную силу. Святой Симеон Солунский вот как об этом пишет: «На путях и перекрестках творим молитвы для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священнейшие мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, — то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тлетворное; молимся, да будет милостив нам Тот, Кто воплотился для нас и принял зрак раба, Кого представляют Божественные иконы и образы святых Его, чисто жительствовавших на земле, Кто будучи Бог во плоти, ходил некогда для нас по земле и распялся для спасения нашего».

Из истории крестных ходов

Начало крестных ходов восходит к ветхозаветной истории. Их прообразы совершали цари Давид и Соломон. В древнем Израиле, когда задумывалось какое-либо важное дело, для поспешения которого нужна была молитва всего народа, устраивались народные процессии с несением Ковчега Господня.

В новозаветной истории установителем крестных ходов был Сам Господь наш Иисус Христос. Вход Господень в Иерусалим — образец крестного хода, данный самим Господом, который торжественно вошел в город на крестные страдания в сопровождении народа и при всеобщих восклицаниях: «Осанна Сыну Давидову».

В состав христианских богослужений торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в глубокой древности. Константин Великий (III-IV вв.) отправлялся на войну не иначе как в сопровождении священников, а перед сражениями совершал крестный ход. Император Юстиниан (V-VI вв.), зная чудодейственную силу крестных ходов, законодательно определил время и порядок совершения крестных ходов, отмечая особо его необходимость перед строительством храмов и монастырей, а также запретил совершать крестные ходы без епископов и священников.

В дальнейшем всякое выдающееся событие Церкви ознаменовывалось крестными ходами: основание и освящение храмов, перенесение мощей и церковных святынь, встреча народом и духовенством архипастырей и царей, торжественные и государственные празднества — всегда сопровождались общими молитвами с крестными ходами. Не только во дни радости, но и во дни скорби проводились крестные ходы…

На Руси всегда любили крестные ходы, ценили их очистительную и молитвенную силу. Народная вера в скоропоспешение в помощи небесных заступников, чествуемых во время крестного хода, была безгранична.

Да и история Святой Руси буквально с первых дней своего рождения связана с крестным ходом: первым крещениям киевлян предшествовал торжественный крестный ход к месту крещения — реке Днепр.

Невидимой духовной нитью связали крестные ходы все века русской истории: крестным ходом торжественно переносили мощи первых русских святых — страстотерпцев Бориса и Глеба. Не раз Москва — сердце России была спасаема от нашествия иноплеменников и иноверцев покаянными крестными ходами. Например, с Владимирской иконой Божией Матери Москва обносилась в 1395 году во время нашествия Тамерлана и в 1480 году во время нашествия хана Ахмата.

Во время Великой Отечественной войны осажденный Ленинград крестным ходом обносили Казанской иконой Божией Матери.

К 2000-летию Рождества Христова через всю страну прошел многомесячный крестный ход.
Виды крестных ходов

Крестные ходы бывают обыкновенные, поместные и чрезвычайные.

К обыкновенным относятся шествия вокруг храма в Пасхальную утреню и каждый день в пасхальную неделю после Литургии; в праздник Богоявления для освящения воды в водоеме.

Поместные ходы в честь местночтимых святых и великих событий церковной важности.

Так, например, во время крестного хода — перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь — стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной. Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у Владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после Литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города. Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь…

Чрезвычайные крестные ходы проводятся по разрешению епархиального начальства в особо важных случаях церковной жизни. Также может быть разрешен чрезвычайный крестный ход во время голода, засух, болезней, войн.

Структура крестного хода

Впереди крестного хода несут фонарь — символ Божественного света, разрывающего мрак греховности.

За фонарем несут запрестольный образ Божией Матери и запрестольный крест. Далее двумя рядами попарно идут хоругвеносцы и свеченосцы со свечами в больших церковных подсвечниках, диаконы со свечами и кадильницами, а за ними священники. Священники несут святые иконы, напрестольные кресты. Последняя пара священников несет Евангелие, а тот, что идет справа — крест.

За священниками шествует архипастырь, сопровождаемый иподиаконами с символами епископской власти — дикирием и трикирием. Далее следуют хор и миряне.

(по материалам сайта https://vk.com/wall-30391388_13371)

 

18.10.2022 | Публикации