КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ПОНЯТЬ ГЛАВНУЮ ЗАПОВЕДЬ ХРИСТА

Сегодня Церковь вспоминает, как по милости Божией в 4-м веке в Иерусалиме экспедицией под руководством равноап. царицы Елены, матери равноап. царя Константина I, был обретен Животворящий Крест Господень, на котором Иисус Христос был распят в первой половине 1-го века, в правление в Риме императора Тиберия, и в правление Иудеей римского наместника — прокуратора Понтия Пилата. Обретенный крест стал главной святыней христианского мира, и в христианское богослужение в Иерусалиме, затем в Константинополе, вошел обычай в воспоминание этого события торжественно выносить и поднимать на всеобщее обозрение Крест Господень. Сам Крест за прошедшие с тех пор века разошелся по всему миру на частицы, а обычай выносить в храмах Крест на всеобщее поклонение стал повсеместным, образовав ключевой элемент празднования одного из 12-и важнейших православных праздников.
В православное богослужение, в священные обряды включен образ креста, как напоминание о Распятом на нем. Священные одежды, священная утварь, почти каждый предмет церковного употребления имеет на себе изображение креста. И сегодня посреди всех православных храмов мы видим святой крест, и на нем изображен Иисус, наш Искупитель, истерзанный, окровавленный, замученный до смерти, после невыразимых страданий духа и тела.
За что Он был истерзан и замучен до смерти? За то, что Своими словами и поступками обличил иллюзорность, ложность представлений большинства еврейского народа о Мессии-Христе, обещанным людям Богом. С одной стороны, явные знамения и чудеса, которые сопровождали общественное служение Иисуса из Назарета и которых никто не творил ни до, ни после Его земной жизни, делали очевидным Его уникальные отношения с Отцом Небесным и явно свидетельствовали о Его мессианстве. С другой, ни еврейское большинство, ни тем более религиозные лидеры, элита еврейского народа, не могли расстаться со своими эгоистическими и даже корыстными представлениями о Христе и принять Иисуса в качестве долгожданного Спасителя. Больше всего принятию ими Иисуса препятствовало принесенное Им учение о любви и прощении, которого ранее не слышало человечество нигде и никогда.
Евангелие содержало и по-прежнему содержит страшную для многих слушателей весть о том, что Царство Божие не допускает в себя никого себялюбивого, что человек должен отказаться от себя, и жить только любовью к Богу, к людям. Ни тогда, ни теперь люди не могут этого принять легко, потому что это значит убить в себе все эгоистическое и низменное.
Нравственной вершиной этого учения о Любви и одновременно главным камнем преткновения для иудеев стали данные Христом заповеди о прощении и о любви к врагам. Буквально за несколько часов до Своего ареста, за которым последовали пытки и казнь, Господь дал Своим ученикам новую заповедь: «Любите друг друга, как я возлюбил вас» (Ин.13:34). А затем не словами, но делом, показал, что Он действительно возлюбил, и показал, как именно, до какой степени возлюбил, и что означает тот пример, который Он привел всем нам, оставляя нам эту последнюю Свою заповедь о любви. Теперь, после Креста Господня, мы знаем и можем сказать: Бог любит нас крестной любовью, любит до пролития Своей Крови, до смерти Своего Сына.
В Кресте образно заключено все христианство… Христос взошел на крест по несказанной любви Своей к нам, чтобы Своим послушанием воле Божией изнутри Собой исцелить человеческую природу и, таким образом, даровать всему человечеству доступ в Царство Божие, возможность спасения — вечного счастливого бытия в богообщении.
Грех тяготел над человеком, удалил его от Бога, отравил его жизнь. Этот грех — печальное наследие падшего прародителя его потомкам. И он тысячелетия многократно умножался бесчисленными грехами людей последующих поколений. Но милосердие Божие желало спасения людей. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).
Доказательство же этому — вот оно, перед вами. Смотрите на этот крест! На нем наш Искупитель на самой вершине Своего подвига. То, что было выстрадано Им в Его последнюю ночь и в последний день, приводит всякого человека в изумление и ужас.
Предельные и запредельные для человеческого тела страдания от шипов терновой митры, от десятков ударов по всему телу специальной палкой для наказаний и от долгого бичевания римским флагрумом, от пробитых в зонах нервных центров рук и ног, от распятия на деревянном кресте, которое на долгие, бесконечно долгие, часы сделало для Спасителя каждый вдох воздуха бесконечно мучительным.
Добавьте к этому невыносимые психологические муки от жестокого, неблагодарного и бесчеловечного отношения людей. Что в ответ за все Его благодеяния, чудеса, исцеления, наставления, откровения досталось от людей Господу? Отвержение, презрение, клевета, оскорбления, унижения, плевки, пощечины, удары, насмешки, цепи, плети, шипы в голову и гвозди в руки и ноги. И вот Христос раздет до полной, неприличной наготы, не имея возможности прикрыться, и в таком виде подвешен на горе, на обозрение всем, включая собственную Мать, ученика и учениц.
Добавьте сюда и бремя грехов всего человеческого рода от начала до кончины мира, во всем нравственном ужасе для Безгрешного, которые как страшная тьма и тяжесть легли на Него и терзали Его совесть.
Добавьте к этому и чувство полной Богооставленности, пришедшее дополнить скорбь от отсутствия ободряющего и поддерживающего общества близких, сочувствующих людей, и выразившееся в душераздирающих словах, вырвавшихся из груди истерзанного Спасителя в Его последние минуты жизни: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты покинул Меня?» (Мф. 27:46).
Сложите все это вместе в одно время, в одном месте, в одно человеческое тело, в одну человеческую душу — и вы поймете, что такое Жертва Христова. И вы поймете, что такое Крест Христов. Когда испивал Он эту чашу, душа Его была, по Его же Собственным словам, прискорбна до смерти (Мф. 26:38), а нервное напряжение и разорванные кровеносные капилляры делали капли пота Его кровавыми (Лк. 22:44).
И вот, перед тем как холод могилы окончательно охватил Его истерзанное тело, с креста из уст Спасителя сорвалось последнее мучительное слово, ставшее одновременно и первым словом надежды на новую жизнь человечества и всего товарного мира: «Совершилось!». Грехи наши оказались очищены, вина наша снята, природа наша получила исцеление. Его Отец стал и нашим Отцом. Воистину Таинство Божественной Любви совершилось!
Поклонимся же Кресту!
Но мало поклониться Древу, если мы останемся чуждыми тому, ради чего принесена была эта Жертва. А потому — ответим любовью на любовь Господа!
Ответим исполнением заповедей Того, Кого мы видим висящим на Кресте. Ведь Он Сам сказал: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите» (Ин.14:15).
Сделаем же исполнение евангельских заповедей неотъемлемой частью своей жизни, как неотъемлемо от нашей жизни наше дыхание. И пусть образ Господа, Распятого на Кресте, поможет уму нашему навсегда усвоить и на скрижалях сердец наших навсегда запечатлеться Его главной заповеди: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас».
Аминь.

Священник Вячеслав Клюев

26.10.2023 | Страничка главного редактора