Крещение Руси

Принятие Русью Православного Христианства. В узком смысле указывает на массовое крещение киевлян в водах Днепра по велению равноапостольного великого князя Владимира традиционно датируемое 988 годом (наиболее вероятно — в 990 году). В более широком смысле могут иметься ввиду также подобные массовые крещения в других городах Руси той эпохи; утверждение Православия как господствующей веры Русского государства; зарождение поместной Русской Церкви; ход первоначального распространения Православия среди русских и примкнувших к ним народов. Иногда Первым Крещением Руси называют первоначальное установление православной иерархии на Руси во второй половине IX века [1]. Вторым Крещением Руси именуют процесс повторного обращения в Православие, охвативший широкие слои населения СССР в последние годы его существования, и продолжающийся на его территории после крушения безбожного строя и единого государства.

Термин и понятие

Опорные понятия о Крещении Руси выражены в определяющем памятнике первого поколения после равноапостольного Владимира, «Слове о законе и благодати» святителя Илариона. Здесь русские предстают единым народом («язык руский,» «мы»), отождествляемым с их землёй и государством («Рус(ь)ка земля,» «земля наша,» «область сия»): всё это может обозначаться одним словом — Русь. О крещении (также «обращении,» «просвещении,» «покорении Богу») Руси говорится как о единовременном событии которое было совершено повелением великого князя Владимира. Таким образом, Владимир подобен равноапостольному Константину Великому: «онъ въ елинѣхъ и римлянѣх царьство Богу покори, ты же — в Руси».

Предпосылки

Вопрос о преобразовании религиозной жизни Руси стоял перед великим князем Владимиром Святославичем со времени его вокняжения в Киеве в 978 году. Это видно из одного из его ранних деяний — согласно Повести временных лет он установил на Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, «кумиров» языческих богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, которым были установлены жертвоприношения, в том числе человеческие. Этот пантеон представлял срез почитаемых божеств разных племён: здесь и славяно-балтийские и сармато-аланские божества. Владимиров посадник в Новгороде, Добрыня, также «постави Перуна кумир над рекою Волховом», из чего предполагают что учинённое Владимиром преобразование языческого пантеона распространялась и на другие города Руси. Причиной этой т.н. «языческой» или «первой религиозной реформы» Владимира обыкновенно называют попытку объединить разноплеменное население русского государства путём создания какого-либо общепринятого синкретического религиозного культа.

Однако, уже вскоре после этой реформы, Владимир стал искать иную религию, причём привлёк к поиску и своих приближенных мужей. Историки часто рассматривают этот поворот в общем контексте обращения к единобожию — особенно к Христианству — который охватил соседние Руси страны. Согласно этому объяснению прежний мотив объединения и сплочения народа новой верой остался, но теперь Владимир решил оценить также и достоинства монотеистических учений. Согласно одному бытующему преданию, непосредственным толчком для новых исканий Владимира стала мученическая смерть бояр-христиан отца и сына Феодора и Иоанна, растерзанных языческой толпой за их отказ участвовать в публичном человеческом жертвоприношении после успешного похода Владимира на ятвягов в 983 году.

Пользуясь сильной властью и высоким авторитетом как внутри так и вне своей державы, Владимир имел возможность совершить свободный выбор среди различных вер представленных в его окружении. Повесть временных лет говорит и приёме Владимиром четырёх посольств представителей разных учений: к нему являлись «болъгары веры Бохъмиче» (волжские булгары-магометане), «немьцы от Рима» (немцы-латиняне, «жидове козарьстии» (хазары-иудеи) и «грѣци» (греки-православные) в лице «философа.» Согласно тому же источнику после бесед с послами Владимир, по совету дружины, отправил собственные посольства — чтобы «испытати… их службу» — в три из четырёх упомянутых религиозных центров: «в болгары,» «в немьци» и «в греки.» На деле, круг возможного выбора Владимира был несколько шире и включал:

Язычество — Несмотря на неудовлетворённость своей «первой религиозной реформой,» Владимир мог пойти по пути дальнейшего реформирования язычества в свей стране. При наличии множества разнообразных культов и верований, основная масса племён Руси была при этом языческой, и путь внутренней синкретической реформы обещал наименьшее сопротивление. Примерами господствующего язычества для Владимира могли быть родственные русской элите варяги (скандинавы), среди которых язычество сохраняло сильные позиции несмотря на постепенное распространение Христианства; прибалты, у которых язычество оказалось наиболее живучим в Европе; а также такие степные народов как половцы.

Иудаизм — Большинство подчинённых русскому государству славянских племён ранее были данниками Хазарии, чья элита преимущественно принадлежала к иудаизму. Хазарское культурное влияние на Русь видно из того что и сам Владимир титуловался хазарским титулом «каган.» Разгром Хазарии отцом Владимира Святославом не положил конец соседствующему с Русью каганату и, вероятно, подстегнул интеграционные процессы между расколотым хазарским и крепнущим русским обществом.

Ислам — Ко времени Владимира у русских имелся не только богатая история торговли с мусульманами, но и опыт управления мусульманским населением — как, например, во время захвата столицы Кавказской Албании, города Бердаа (ныне Барда) в 943-944 году. Ближайшим соседом Руси принявшим ислам на государственном уровне стала в 922 году Волжская Болгария, почему волжские «болгары» и были наиболее значимым примером мусульман для русских того времени. При этом, арабский писатель аль-Марвази (+ ок. 1120) свидетельствует также о посольстве русского князя по имени «Владмир» в Хорезм, тоже в видах принятия ислама

Христианство — После язычества Христианство было, вероятно, наиболее широко представленной и хорошо известной верой на Руси времён Владимира. Православие имело безусловное первенство, но на Руси также видимо были известны такие ереси как:

Собственно Православная Церковь, в свою очередь, была представлена рядом географически разнесённых юрисдикций с различными традициями:

Однако, летописи указывают что в итоге выбор Владимира, определивший религиозный путь Руси, пал на «греков»: представителей мощнейшей поместной Православной Церкви Востока — Константинопольского Патриархата, и наиболее цивилизованного государства среди соседей Руси — Ромейской империи. Источники и исследователи выделяют ряд причин этого решения.

Почему Цареградское Православие?

Общая экономическая и культурная притягательность Ромейской империи. По широко распространённой оценке общий интерес, создавший великое княжество Киевское, — внешняя торговля — направлял и его дальнейшее развитие, руководил как внутренней, так и внешней деятельностью первых киевских князей. Возникнув вокруг торгового пути «из варяг в греки,» государственная жизнь Руси в значительной мере вращалась вокруг этой артерии, нацеленной на Константинополь — величайший город во всех прилегающих землях, «Царьград.» Кроме материального богатства, в ту эпоху расцвета и возрождения, Ромейская империя «была, строго говоря, единственной страной подлинно культурной во всём «европейском» мире». Империя отразила арабскую опасность, преодолела культурный кризис иконоборчества, и совершила миссионерский прорыв на север.

«Первое Крещение Руси.» Патриарх Цареградский святитель Фотий Великий в своем окружном послании около 867 года объявил, что «Россы… ныне сделались Христианами, и приняли себе епископа…», и включил их в число паствы Константинопольской Церкви. Русская Киевская епархия (или митрополия) упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886-911). Таким образом, хотя эта епархия могла не иметь правильной организации, но номинально уже существовала около века до массового Крещения Руси, ведя на территории государства проповедь Православия. В войске князя Игоря уже было много христиан, а тексте договора между Русью и Ромейской империей 945 года упоминается и Киевская церковь пророка Илии. Православный храм предшествовавший временам Владимира имелся и в Новгороде. По словам Повести временных лет в то время уже мнози беша варязи христиане.

Святая Ольга Равноапостольная. Хотя существуют спорные данные что христианами были ещё князья Бравлин( нач. IX в.) и Аскольд (+ 882), первым бесспорно христианским правителем Руси стала княгиня Ольга, управлявшая государством в период малолетства и воин своего сына Святослава с 945 по 969 год. Согласно наиболее расхожей версии, Ольга приняла крещение в Константинополе в 950-х годах, причём восприемником стал император Роман II, закрепив событие как значительную веху в сближении Руси и Ромейской империи в лоне Православной Церкви. Так или иначе, приняв Христианство в сознательном возрасте, Ольга, видимо не смогла значительно повлиять на воззрения на своего сына, но возможно имела больший успех в отношении внуков — Ярополка и равноапостольного Владимира. О взглядах первого Иоакимовская летопись говорит, что Ярополк в годы своего княжения христианом даде волю велику. Повесть временных лет подчёркивает авторитет Ольги при Владимировом выборе веры, вкладывая в уста бояр слова: «Аще лихъ бы законъ грѣчкый, то не бы баба твоя Олга прияла кресщения, яже бѣ мудрѣйши всих человѣкъ».

Славянская словесность. В отличии от Римской Церкви, которая как правило насаждала среди обращаемых славян книжность и богослужение на латинском языке, Константинопольская Церковь со времени просветителей славян равноапостольных Кирилла и Мефодия приняла славянский язык как пригодный для создания церковной словесности. Благодаря этому, ко времени Крещения Руси литература Болгарии — центра церковнославянской словесности — «могла по богатстству литературных произведений церковно-религиозного содержания смело стать наряду с самыми богатыми в то время литературами, греческой и латинской, превосходя в этом отношении все другие европейские литературы». Таким образом на почти бескнижной Руси по принятии Православия «в обращении оказывается вдруг целая литература на близком и вполне доступном языке», резко расширяя кругозор русского книжника.

Красота. Соображение которое выдвинуто на первый план в Повести временных лет как произведшее решительное действие на посольство Владимира — красота православного богослужения в Царьграде. Летопись вкладывает в уста бояр-послов такое повествование:

Перспектива независимости. Если Римская Церковь неизменно вбирала новые земли в пределы единой поместной Церкви с папой во главе, Константинопольская Церковь не преследовала политику централизации столь жестко, что давало новообращенным народам возможность образования обособленного церковного удела. В годы Владимира, Болгарский Патриархат и, возможно, Абхазский Католикосат были примерами таких молодых самостоятельных образований.

Политическая конъюнктура 986-989 годов. Крещение Руси было непосредственно обусловлено чередой событий во многом продиктованных внешнеполитической конъюнктурой момента. Совокупность источников позволяет восстановить их хронологию следующим образом. После катастрофического поражения от болгар летом 986 года Ромейская империя в 987 году оказалась охвачена мятежом, возглавленным полководцем Фокой Вардой, вскоре объявившем себя императором. К концу года его войска стояли уже под стенами Константинополя и, ввиду смертельной опасности, нависшей над правящей Македонской династией, император Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но ценой брака на царевне Анне, родной сестре Василия. Константинополь был вынужден согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия крещение князя. Владимир видимо принял крещение в начале 988 года, причём его заочным крестным отцом стал сам император, в связи с чем великий князь и был наречен в крещении Василием. В том же году в Ромейскую империю было направлено русское войско, которое помогло успешно подавить мятеж. Однако, т.к. брак «порфирородной» царевны на «варваре» был неслыханным делом для ромейского императорского дома, отправка венценосной невесты видимо стала откладываться. Чтобы вынудить Константинополь сдержать свое обещание, Владимир осадил и взял ромейскую твердыню в Крыму, Корсунь (Херсонес Таврический, ныне в черте Севастополя), между апрелем и июлем 989 года. Тогда император Василий был вынужден выполнить свое обязательство, царевна Анна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с Владимиром Святославичем, по всей вероятности, в том же 989 году.

Ход Крещения

Вскоре по венчании, вероятно осенью 989 или весной 990 года, Владимир Святославич, поставив в Корсуни церковь святого Иоанна Предтечи, вернулся в Киев. Вместе с ним приехали его новая жена, греческая царевна Анна, а также духовенство — присланное в составе свиты царевны и приведенное из покорённого Корсуня. Повесть временных лет среди корсунян выделяет Анастаса, сподвижника Владимира в предстоящем Крещении Руси. Вдобавок в Киев были перенесены святыни из Корсуня — честная глава святителя Климента Римского и мощи его ученика святого Фивы, а также церковные сосуды, иконы, медные статуи и фигуры коней. Широко распространено мнение что в первичном массовом просвещении Руси принимали участие также миссионеры из Болгарии, имевшие, благодаря близости языка, наиболее прямой доступ к русским славянам.

Возможно что Владимир предпринял первые шаги к общему насаждению Христианства в своей области ещё раньше, во время своего собственного крещения — согласно Иакову Мниху: «крестися Владимир сам, и чада своя, и весь дом свой святым крещением просвети». Однако, согласно Повести временных лет, определяющие действия были предприняты по возвращении из Корсуни в Киев. Вначале Владимир повелел повалить языческих идолов — одних изрубить, других сжечь, а идол Перуна проволочь привязанного за хвост лошади, колотить палками, бросить в Днепр, и отталкивать от берега до тех пор пока не пройдёт пороги. Несмотря на печаль язычников, это было исполнено.

Затем Владимир разослал посланцев по городу, властно призвать весь народ на Днепр: «Аще не обрящеться кто заутра на рѣцѣ, богатъ ли, убогь, или нищь, или работенъ — противникъ мнѣ да будеть.» Летопись объясняет согласие народа авторитетом победоносного князя и его приближенных мужей, вкладывая в уста киевлян такие слова: «аще бы се не добро было, не бы сего князь и бояри прияли.» На следующий Владимир с духовенством вышли на Днепр, множество людей вошли в реку, и священнослужители соверишили над ними молитвы и таинство крещения, после чего народ разошелся по домам. Летопись подчёркивает радость, сопровождавшую Крещение — люди «с радостью идяху, радующеся;» во время всеобщего крещения была «радость велика на небеси и на земли;» а по крещении «Володимѣръ же радъ бывъ, яко позна Бога самъ и людие его.»

После крещения киевлян, главными мерами Владимира по утверждению Христианства по всей своей земле были: строительство деревянных православных храмов на местах где стояли прежде языческие кумиры (таковой стала Киевская церковь святого Василия); строительство храмов и поставление священников по всем городам и сёлам государства, для приведения народа ко крещению; изъятие детей из лучших семей и определение их на книжное обучение. Вскоре Владимир начал строительство нового главного храма Русской земли — Киевской церкви Пресвятой Богородицы, для чего были призваны мастера-греки. Церковь была снабжена десятиной княжеских владений, духовенством и церковными предметами из Корсуни, а начальствующим при храме был поставлен Анастас Корсунянин — на деле, возможно, игравший центральную роль в управлении Церкви на Руси в первые годы по Крещении. При этом, была создана и более разветвлённая церковная организация для Руси — рамках Киевской митрополии при Владимире были учреждены несколько епископских кафедр: Новгородская, а также, вероятно, Белгородская, Черниговская, Полоцкая, Переяславская, Ростовская и Туровская.
Подробности Крещения Руси https://drevo—info-ru.turbopages.org/turbo/drevo-inf..

28.07.2021 | Публикации