ИС­ТО­РИЯ СО­ЗЫ­ВА ПО­МЕСТ­НО­ГО СО­БО­РА 1917–1918 ГГ.

Две­сти лет Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь бы­ла ли­ше­на ка­но­ни­че­ско­го са­мо­управ­ле­ния. Все это вре­мя она под­вер­га­лась раз­но­об­раз­ным огра­ни­че­ни­ям со сто­ро­ны го­судар­ствен­ной вла­сти. С на­ча­лом ХХ ве­ка не толь­ко епи­ско­па­том, но и всей рус­ской цер­ков­ной об­ще­ствен­но­стью ост­ро ощу­ща­лась необ­хо­ди­мость вос­ста­нов­ле­ния ка­но­ни­че­ско­го строя цер­ков­ной жиз­ни, ос­но­ван­но­го на со­бор­ных на­ча­лах.

23 мар­та 1905 го­да (здесь и да­лее да­ты ука­зы­ва­ют­ся по ста­ро­му сти­лю.) Го­су­дарь им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II по­лу­чил до­клад чле­нов Свя­тей­ше­го Си­но­да с прось­бой со­звать в Москве По­мест­ный Со­бор для из­бра­ния Пат­ри­ар­ха и ре­ше­ния прин­ци­пи­аль­ных во­про­сов цер­ков­ной жиз­ни. Озна­ко­мив­шись с ним 31 мар­та, царь на­пи­сал: «При­знаю невоз­мож­ным со­вер­шить… со­зва­ние По­мест­но­го Со­бо­ра… Ко­гда на­сту­пит бла­го­при­ят­ное для се­го вре­мя… дать се­му ве­ли­ко­му де­лу дви­же­ние и со­звать Со­бор Все­рос­сий­ской Церк­ви».

В день празд­но­ва­ния Свя­той Пас­хи в том же 1905 го­ду Го­су­дарь под­пи­сал указ «Об укреп­ле­нии на­чал ве­ро­тер­пи­мо­сти», ко­то­рый, по вы­ра­же­нию епи­ско­па Сер­гия (Стра­го­род­ско­го, бу­ду­ще­го Пат­ри­ар­ха, † 1944), быв­ше­го то­гда рек­то­ром Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии, раз­вя­зы­вал ру­ки про­тив­ни­кам Церк­ви, так как по это­му ука­зу все ве­ро­ис­по­ве­да­ния и кон­фес­сии по­лу­ча­ли сво­бо­ду, кро­ме Пра­во­слав­ной Церк­ви. Обер-про­ку­рор К. П. По­бе­до­нос­цев был вы­нуж­ден пой­ти на уступ­ку си­но­да­лам. По его ини­ци­а­ти­ве Свя­тей­ший Си­нод на­пра­вил епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ям для рас­смот­ре­ния во­про­сы, ко­то­рые пред­по­ла­га­лось ре­шать пред­сто­я­ще­му Со­бо­ру, и обя­зал их дать от­ве­ты не позд­нее 1 де­каб­ря 1905 го­да.

Цар­ский ма­ни­фест от 17 ок­тяб­ря то­го же го­да, про­воз­гла­шав­ший «непри­кос­но­вен­ность лич­но­сти, сво­бо­ду со­ве­сти, сло­ва, со­бра­ний и со­ю­зов», дал на­деж­ду на со­зыв дав­но ча­е­мо­го Со­бо­ра и тем са­мым ожи­вил под­го­тов­ку к нему. К весне 1906 го­да все от­зы­вы епар­хи­аль­ных Прео­свя­щен­ных бы­ли по­лу­че­ны Си­но­дом. По­чти все ар­хи­ереи за­яви­ли о необ­хо­ди­мо­сти ре­форм в Церк­ви, так как, по их мне­нию, по­ло­же­ние дел в ней бы­ло да­ле­ко не иде­аль­но.

14 ян­ва­ря 1906 го­да ре­ше­ни­ем Свя­тей­ше­го Си­но­да бы­ло со­зда­но Пред­со­бор­ное При­сут­ствие для пред­ва­ри­тель­но­го рас­смот­ре­ния во­про­сов, на­ме­чен­ных к об­суж­де­нию на Со­бо­ре. Ра­бо­та Пред­со­бор­но­го При­сут­ствия про­дол­жа­лась с 8 мар­та по 15 де­каб­ря 1906 го­да. Уже 25 ян­ва­ря 1907 го­да с ито­гом его ра­бо­ты озна­ко­мил­ся царь. Но ре­ше­ния о сро­ках со­зы­ва Со­бо­ра им при­ня­то не бы­ло. Ста­ло оче­вид­ным, что Со­бор от­кла­ды­ва­ет­ся на неопре­де­лен­ное вре­мя, так как Го­су­дарь не про­явил в этом важ­ном цер­ков­ном во­про­се за­ин­те­ре­со­ван­но­сти.

Под­го­тов­ка к Со­бо­ру воз­об­но­ви­лась спу­стя пять лет. 28 фев­ра­ля 1912 го­да Свя­тей­ший Си­нод учре­дил Пред­со­бор­ное Со­ве­ща­ние, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го был на­зна­чен ар­хи­епи­скоп Фин­лянд­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский). За­да­ча но­во­го ор­га­на со­сто­я­ла в том, чтобы уско­рить со­зыв Со­бо­ра, «до­рас­смот­рев и до­ра­бо­тав» те ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые ра­нее изу­ча­ло Пред­со­бор­ное При­сут­ствие. Со­ве­ща­ние с пе­ре­ры­ва­ми ра­бо­та­ло до 1917 го­да и под­го­то­ви­ло мно­же­ство ма­те­ри­а­лов для пред­сто­я­ще­го Со­бо­ра, сро­ки со­зы­ва ко­то­ро­го да­же то­гда бы­ли неиз­вест­ны.

По­сле вы­нуж­ден­но­го от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II от пре­сто­ла в ре­зуль­та­те фев­раль­ско­го пе­ре­во­ро­та к вла­сти при­шло Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство, ко­то­рое неза­кон­ным ре­ше­ни­ем обер-про­ку­ро­ра утвер­ди­ло но­вый со­став Свя­тей­ше­го Си­но­да. В си­лу воз­ник­ших нестро­е­ний в го­судар­ствен­ной и цер­ков­ной жиз­ни ост­ро встал во­прос ско­рей­ше­го со­зы­ва По­мест­но­го Со­бо­ра. 12 июня 1917 го­да на­чал ра­бо­ту Пред­со­бор­ный Со­вет в за­ле за­се­да­ний Си­но­да под пред­се­да­тель­ством ар­хи­епи­ско­па Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). Ре­ше­ни­ем Пред­со­бор­но­го Со­ве­та от­кры­тие По­мест­но­го Со­бо­ра бы­ло на­зна­че­но на 15 ав­гу­ста в Москве. Бы­ло так­же раз­ра­бо­та­но «По­ло­же­ние о со­зы­ве По­мест­но­го Со­бо­ра Пра­во­слав­ной Все­рос­сий­ской Церк­ви», утвер­жден­ное Свя­тей­шим Си­но­дом 5 июля. В кон­це июля Си­нод пе­ре­нес свои за­се­да­ния из Пет­ро­гра­да в Моск­ву.

От­кры­тие По­мест­но­го Со­бо­ра со­сто­я­лось в празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, под ко­ло­коль­ный звон со­тен мос­ков­ских церк­вей. Со­бор, про­дол­жав­ший­ся бо­лее го­да, осу­ществ­лял свои де­я­ния в три сес­сии. Ра­бо­та пер­вой сес­сии на­ча­лась 17 ав­гу­ста в Мос­ков­ском Епар­хи­аль­ном до­ме. Все­го в со­став Со­бо­ра бы­ли из­бра­ны и на­зна­че­ны по долж­но­сти 564 чле­на. Сре­ди них бы­ло 80 ар­хи­ере­ев, 129 пре­сви­те­ров, 10 диа­ко­нов, 26 пса­лом­щи­ков, 20 мо­на­ше­ству­ю­щих (все в сане) и 299 ми­рян. Брат­ские Пра­во­слав­ные Церк­ви пред­став­ля­ли епи­скоп Ни­ко­дим (Ру­мын­ская Цер­ковь) и ар­хи­манд­рит Ми­ха­ил (Серб­ская Цер­ковь).

Пер­вые за­се­да­ния Со­бо­ра бы­ли по­свя­ще­ны про­вер­ке ман­датов, утвер­жде­нию уста­ва (ре­гла­мен­та) Со­бо­ра и вы­бо­рам ру­ко­во­дя­щих ор­га­нов. Все ре­ше­ния Со­бо­ра утвер­жда­лись, со­глас­но ре­гла­мен­ту, со­ве­ща­ни­ем епи­ско­пов, про­во­див­шим­ся на Тро­иц­ком по­дво­рье. Пред­се­да­те­лем Со­бо­ра был из­бран ар­хи­епи­скоп Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Ти­хон (Бе­ла­вин), ко­то­рый вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Пет­ро­град­ским и Гдов­ским Ве­ни­а­ми­ном (Ка­зан­ским, † 1922) на­ка­нуне от­кры­тия Со­бо­ра был воз­ве­ден в сан мит­ро­по­ли­та. По­чет­ным пред­се­да­те­лем утвер­ди­ли мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го, † 1918). В даль­ней­шем был утвер­жден со­став Со­бор­но­го Со­ве­та и об­ра­зо­ва­но 22 от­де­ла, боль­шин­ство из ко­то­рых воз­гла­ви­ли ар­хи­ереи.

Од­ним из важ­ней­ших во­про­сов цер­ков­ной жиз­ни бы­ло вос­ста­нов­ле­ние в Рус­ской Церк­ви Пат­ри­ар­ше­ства. Этот во­прос об­суж­дал от­дел Выс­ше­го цер­ков­но­го управ­ле­ния во гла­ве с епи­ско­пом Аст­ра­хан­ским Мит­ро­фа­ном (Крас­но­поль­ским, впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп, свя­щен­но­му­че­ник, † 1919). По ме­ре ослаб­ле­ния вла­сти Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства идея вос­ста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства на­хо­ди­ла все боль­шую под­держ­ку сре­ди со­бо­рян. В за­щи­ту си­но­даль­но­го управ­ле­ния вы­сту­пи­ли про­фес­сор Б. В. Тит­ли­нов, князь А. Г. Ча­го­да­ев, про­то­и­е­рей Н. В. Цвет­ков, В. Г. Руб­цов и дру­гие.

Они утвер­жда­ли, что «еди­но­вла­стие несов­ме­сти­мо с со­бор­но­стью». Но это утвер­жде­ние про­ти­во­ре­чит бес­спор­но­му ис­то­ри­че­ско­му фак­ту: по­сле упразд­не­ния Пат­ри­ар­ше­ства не со­сто­я­лось ни од­но­го цер­ков­но­го Со­бо­ра, ко­то­рые по­сто­ян­но со­би­ра­лись ра­нее при Мос­ков­ских мит­ро­по­ли­тах и Пат­ри­ар­хах. За вос­ста­нов­ле­ние Пат­ри­ар­ше­ства вы­ска­за­лись мно­гие де­ле­га­ты. Епи­скоп Мит­ро­фан в сво­ем до­кла­де ста­вил Пат­ри­ар­ше­ство в центр выс­шей цер­ков­ной вла­сти. Он на­звал упразд­не­ние Пат­ри­ар­ше­ства Пет­ром I ан­ти­ка­но­ни­че­ским де­я­ни­ем – «Рус­ская Цер­ковь ста­ла обез­глав­ле­на, аке­фаль­на».

Ар­хи­манд­рит Ила­ри­он (Тро­иц­кий, впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп, свя­щен­но­му­че­ник, † 1929) в сво­ей яр­кой ре­чи до­ка­зы­вал, что Пат­ри­ар­ше­ство яв­ля­ет­ся ос­нов­ным за­ко­ном выс­ше­го управ­ле­ния По­мест­ной Церк­ви и что его вос­ста­нов­ле­ния тре­бу­ет пра­во­слав­ное цер­ков­ное со­зна­ние. При этом он рез­ко кри­ти­ко­вал пет­ров­скую си­но­даль­ную ре­фор­му и са­мо­го пре­об­ра­зо­ва­те­ля, «свя­то­тат­ствен­ная ру­ка» ко­то­ро­го «све­ла Пер­во­свя­ти­те­ля Рос­сий­ско­го с его ве­ко­во­го ме­ста в Успен­ском со­бо­ре».

28 ок­тяб­ря в ре­зуль­та­те го­ло­со­ва­ния Со­бор вы­нес ис­то­ри­че­ское по­ста­нов­ле­ние:

1. В Пра­во­слав­ной Рос­сий­ской Церк­ви выс­шая власть – за­ко­но­да­тель­ная, адми­ни­стра­тив­ная, су­деб­ная и кон­тро­ли­ру­ю­щая – при­над­ле­жит По­мест­но­му Со­бо­ру, пе­ри­о­ди­че­ски в опре­де­лен­ные сро­ки со­зы­ва­е­мо­му, в со­ста­ве епи­ско­пов, кли­ри­ков и ми­рян.

2. Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся Пат­ри­ар­ше­ство, и управ­ле­ние цер­ков­ное воз­глав­ля­ет­ся Пат­ри­ар­хом.

3. Пат­ри­арх яв­ля­ет­ся пер­вым меж­ду рав­ны­ми ему епи­ско­па­ми.

4. Пат­ри­арх вме­сте с ор­га­на­ми цер­ков­но­го управ­ле­ния под­от­че­тен Со­бо­ру.

30 ок­тяб­ря Со­бор­ный Со­вет пред­ло­жил сле­ду­ю­щую про­це­ду­ру из­бра­ния Пат­ри­ар­ха. Вна­ча­ле пу­тем го­ло­со­ва­ния вы­би­ра­ют­ся три кан­ди­да­та, из ко­то­рых жре­би­ем бу­дет ука­за­но имя из­бран­ни­ка. В ре­зуль­та­те трех ту­ров го­ло­со­ва­ния кан­ди­да­та­ми бы­ли из­бра­ны ар­хи­епи­скоп Харь­ков­ский Ан­то­ний (Хра­по­виц­кий, 159 го­ло­сов), ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский Ар­се­ний (Стад­ниц­кий, 199 го­ло­сов) и мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ти­хон (Бе­ла­вин, 162 го­ло­са). Из­бра­ние Пат­ри­ар­ха по жре­бию со­сто­я­лось 5 но­яб­ря в Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля по окон­ча­нии Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, ко­то­рую со­вер­ша­ли бу­ду­щие свя­щен­но­му­че­ни­ки мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Вла­ди­мир и мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский Ве­ни­а­мин в со­слу­же­нии ар­хи­ере­ев и пре­сви­те­ров. Сле­пой ста­рец-за­твор­ник Зо­си­мо­вой пу­сты­ни иерос­хи­мо­нах Алек­сий (Со­ло­вьев) вы­нул из ков­чеж­ца жре­бий и пе­ре­дал его мит­ро­по­ли­ту Вла­ди­ми­ру, ко­то­рый огла­сил имя из­бран­ни­ка: «Ти­хон, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский. Ак­сиос!» Все мо­ля­щи­е­ся еди­но­душ­но вос­клик­ну­ли: «Ак­сиос!», си­но­даль­ный хор ис­пол­нил цер­ков­ный гимн «Те­бе Бо­га хва­лим», а зна­ме­ни­тый про­то­ди­а­кон Кон­стан­тин Ро­зов воз­гла­сил мно­го­ле­тие мит­ро­по­ли­ту Ти­хо­ну, «из­бран­но­му в Пат­ри­ар­ха бо­го­спа­са­е­мо­го гра­да Моск­вы и всея Рос­сии». Пра­во­слав­ный на­род «еди­не­ми усты и еди­нем серд­цем» вос­пел сво­е­му и Бо­жию из­бран­ни­ку «Мно­гая ле­та!».

Ин­тро­ни­за­ция но­во­из­бран­но­го Пат­ри­ар­ха со­сто­я­лась 21 но­яб­ря, в празд­ник Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля. По­сле Ли­тур­гии, по­лу­чив от мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра жезл свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Пет­ра, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон об­ра­тил­ся к пастве с пер­во­свя­ти­тель­ским сло­вом. Так со­вер­ши­лось ис­то­ри­че­ское со­бы­тие – Рус­ская Цер­ковь по­лу­чи­ла ка­но­ни­че­ское воз­глав­ле­ние. Из­бра­ние Пат­ри­ар­ха ста­ло глав­ным де­я­ни­ем По­мест­но­го Со­бо­ра.

По­сле из­бра­ния Пат­ри­ар­ха Со­бор про­дол­жил об­суж­де­ние во­про­са о выс­шем цер­ков­ном управ­ле­нии. https://azbyka.ru/days/sv-pamjat-otcov-pomestnogo-sob..

18.11.2020 | Публикации