Идея покрова в Ветхом Завет

С чем ассоциируется у нас образ «покрова»? С омофором, головным убором Богоматери, простертым над людьми и защищающим их от невзгод. Оказывается, Ветхому Завету образ покрова тоже не чужд. Все мы знаем слова «Живый в помощи Вышняго в КРОВЕ Бога Небеснаго водворится» (Пс. 90:1). Что это за «(по)кров», под которым водворяется праведник?

Оказывается, для Ветхого Завета покров, защита — это, в первую очередь, ТЕНЬ (по древнееврейски — ṣēl). В древнееврейском тексте вторая часть стиха Пс. 90:1 звучит буквально так: «В тени Вседержителя он будет ночевать». Тень — самый понятный ближневосточному человеку образ защиты. И в Месопотамии, и в Палестине страннику весьма непросто было найти укрытие от солнца при 50-градусной жаре (да и сейчас мало что изменилось). Тень воспринималась как великое благо, не только как возможность перевести дух, но иной раз и возможность выжить.

В Книге Судей есть притча о том, как терновник, которого деревья избрали своим царем, предложил им покоиться в его тени (Суд. 9:15). Тут как раз обыгрывается многозначность слова ṣēl: терновник не в состоянии дать тень, а плохой правитель не в состоянии дать защиту.

Такая же многозначность имеет место и у ближневосточных «родственников» слова ṣēl: аккадское слово ṣillu (на аккадском языке говорили и писали, в первую очередь, в древних Вавилонии и Ассирии) означает и «тень», и «покров». Ассирийские, вавилонские, а вслед за ними и персидские правители любили говорить о том, что свои военные победы они одержали ina ṣilli — под покровом, а буквально, «под тенью» Ашшура, Мардука, Ахурамазды и других чтимых ими божеств.

Образ тени как покрова был настолько понятен жителям Ближнего Востока, что они использовали слово «тень» в значении «защита» даже там, где контекст этому препятствовал. Так, одного месопотамского правителя звали Цилли-Шамаш: буквально это имя означает «Солнце — моя тень»! Да и фразу 90-го псалма «он будет ночевать в тени Вседержителя» тоже можно сюда отнести: ночью нет потребности в тени, псалмопевец употребляет слово ṣēl, говоря о том, что Бог везде защитит его. В том же смысле псалмопевец говорит и о том, что Бог — это тень на его правую руку (в славянском переводе — «Господь покров твой на руку десную твою», Пс. 120:5).

Стало быть, если бы жители древнего Ближнего Востока могли бы отмечать праздник Покрова, они называли бы его праздником Тени. Пусть живоносная тень Пречистой Девы укрывает вас от палящего солнца мирских треволнений, и да подаст она вам прохладу дня покой!

(по материалам сайта jesus-portal.ru)

 

15.10.2020 | Публикации