ГВАРДИЯ БОГА: СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ

День Всех святых, который мы празднуем по окончании Троицкой седмицы, имеет очевидную связь с праздниками Пятидесятницы и Святого Духа. Собор Всех святых открывает нам замысел Бога о человечестве: по образу Самой Святой Троицы, единые по своей человеческой природе, но разные личностно, все они оказались исполнены любви и радости и объединены Духом Святым во имя Господа Иисуса Христа в Общину единодушных и единомысленных, усыновленных Богу Отцу и принятых в вечные обители Царства Божьего.

Церковь вспоминает тех, кто откликнулся всем своим сердцем на Благую Весть, кто всей душой, всем разумением, всей крепостию своей возлюбил Бога, больше отца, матери, сыновей и дочерей своих, и кто возлюбил ближних своих как самих себя и даже больше себя. Кто со всей решимостью отверг в себе то, что две тысячи лет назад было причиной событий на Голгофе. Кто стал солью земли, светом миру, авангардом человечества. Кто унаследовал жизнь вечную.

Просвещенные Истиной, оживленные верой, переменившиеся умом, обретшие сокровища на Небесах, добродетелями украшенные, бодрствовавшие и трезвившиеся, духом пламеневшие, подвигом добрым подвизавшиеся, не напрасно потрудившиеся, цели достигшие, венцами небесными увенчанные, плодоносные ветви на Лозе-Христе, Все святые, от века Богу благоугодившие, явленные и неявленные, — в этот день мы воздаем им честь и хвалу.

Святой Ириней Лионский в одном из своих писаний говорит, что слава Божия – это до конца осуществленный человек. Святые – это и есть до конца осуществленные люди, все те, кто реализовался, раскрылся, исполнился, согласно замыслу Божиему. Каждый из них в отдельности и все вместе они составляют ту общность, где видно сияние Святого Духа. Именно этой частью человечества явлены миру победа Божия, сияние Божественной Жизни, Откровение Духа. Своей жизнью и своим подвигом каждый из святых подтверждает истину, озвученную святителем Киприаном Карфагенским, о том, что нет ничего в мире сильнее Церкви. «Не уклоняйся же от нее, ведь Она – твоя надежда, в ней – твое спасение».

Вместе с ангелами Божиими святые формируют небесную часть Церкви Христовой – Церковь торжествующую, ведь каждый, вошедший в нее, своей жизнью подтвердил спасительность Христовых заповедей, неизбежность Его Победы. Каждый из них на своем участке фронта невидимой брани («не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной» — Еф. 6:12), в своем сердце, предводимый Господом Иисусом, при содействии Духа Святого, совершил свой подвиг, одержал свою победу.

И теперь они – не только умудренная духовными битвами и победами часть войска Христова, Гвардия Бога, но и пример для всех христиан, кто сегодня составляет Церковь, воинствующую на земле.

В нашей обыденной жизни, глядя на то, как другие виртуозно владеют музыкальным инструментом или ремесленным мастерством, многие возгораются желанием достичь такого же результата, идут в соответствующие школы и училища, берут уроки, не жалеют времени на оттачивание техники, совершенствование навыков. Иные, видя чьи-то спортивные или воинские достижения, задумывают повторить, а затем и превзойти достижения великих, не жалея для достижения этих целей ни времени, ни сил. При этом различные тяготы, боль, временные неудачи и прочие скорби сознаются учащимися и тренирующимися в качестве неизбежной, но добровольной платы за желанный результат. Они добровольно идут на лишения, самоограничения, исключение из жизни тех или иных удовольствий, если понимают, что сиюминутное, временное удовольствие станет препятствием для достижения конечной цели, либо отодвинет ее во времени. Все эти и многие другие примеры из нашей обычной жизни вполне применимы и к жизни духовной, к нашим результатам на пути в Царство Небесное, в освоении вершин духа. Вдохновляющими нас примерами на этом пути являются сонмы святых в разных народах из разных времен.

И в обычной жизни память о замечательных людях, прославивших свое имя какими-либо подвигами или заслугами на поприще житейской деятельности, дорога для нас. Тем более для христианина дорога память тех, кто угодил своей жизнью и делами Господу, кто возлюбил Его всем сердцем.

Но не только примерами и предметами памяти являются святые для ныне живущих христиан, но и источником помощи, на который указывает Церковь всем, ищущим спасения. VII Вселенский собор отверг точку зрения, что к святым в молитве обращаться якобы не надо, потому что они уже в том мире и им как бы нет до нас дела, и постановил: «Если кто не просит молитв святых как имеющих позволение предстательствовать за мир, по церковному преданию, анафема». То есть происходит анафематствование тех, кто утверждает, что не следует просить молитв святых.

Прп. Силуан Афонский учит: «Святые в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почести же святым мы воздаем не как неким мелким богам, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Обращаемся к святым как к нашим помощникам, находящимися в Церкви торжествующей. Мы идем по пути спасения, а они, уже прошедшие этот путь, помогают нам на нем.

Прп. Иоанн Дамаским пишет: «Мы поклоняемся им потому, что Бог их прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою… Поклоняемся им потому, что Сам Царь относит к Себе почтение, когда видит, что почитают любимого им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Зная подвиги святых, их жития, получая по молитве помощь от них, христиане все века имели искреннюю любовь к угодникам Божиим, дорожили их именами и давали их имена своим детям. Обычай нарекать христианам имена святых, по свидетельству свт. Иоанна Златоуста, начал входить в употребление с первых же веков христианской Церкви, а в V веке, по свидетельству блаженного Феодорита, он стал повсеместным. И сегодня, в результате этого обычая, по всему миру ежедневно в бытовом общении людей друг с другом звучат имена христианских святых, чем славятся Дивный во Святых Своих Бог-Троица и Его угодники. Славятся поневоле даже теми, кто относит себя к неверующим либо даже к противникам Христа.

Наречение имени христианину велико, таинственно и символично.

Во-первых, в нем проявляется над власть нами отца и матери. Ведь наречение имени – это «райское полномочие», врученное человеку Богом еще в Эдеме, до грехопадения, и унаследованное ныне живущими по нисходящей линии от самого Адама, нарекшего в Эдемском саду имена всем живым существам и жене своей Еве.

Во-вторых, в наречении имени христианину проявляется забота наших родителей и забота Церкви о нас, о предстоящем нам жизненном пути. Ведь жизнь пройти – не поле перейти. И, получая имя святого, мы одновременно получаем и небесного покровителя, и ближайший образец, которому должны подражать в богоугодной жизни.

В День Всех святых мы все именинники, это праздник всех христиан, по всему Небу, и по всей земле. В этот день мы все ликуем вместе с Господом нашим Иисусом Христом, от которого носим, как великую честь, имя христианина или христианки.

«По имени и житие твое да будет», — говорил прп. Амвросий Оптинский.

И в обычной жизни знаменитое имя предков как бы заключает в себе обязательство для их потомков поддерживать честь рода последующими заслугами и личной доблестью. Если же потомки запятнают себя недостойными поступками, про таких говорят, что они обесчестили свой род и стали недостойны носимого имени. Подобным образом и христианин или христианка, носящие имена святых должны соответствовать своим именам через подражание самим святым. Но кто не знает жизни и подвигов святого, тот не может оценить его по достоинству, а значит, не может должным образом чтить и любить его.

Потому нам необходимо читать Жития святых, не только для себя, но также читать и пересказывать их для назидания детям и внукам нашим, как это всегда делали наши благочестивые предки.

Будем узнавать больше о жизни святых (это очень практико-ориентированное, сугубо полезное для духовной жизни знание) и воздавать честь этим друзьям Христовым на небесах, просить их молитвенной помощи.

Сами же проживем жизнь так, чтобы, когда прозвучат из уст ангелов Божиих наши имена на Страшном Суде, не посрамились бы мы пред Господом Иисусом Христом за то, как жили мы в звании христианском, и не устыдились бы мы за наши мысли, слова и поступки, открытые в присутствии наших небесных тезок, в честь которых назвали нас наши родители.

Священник Вячеслав Клюев

11.06.2023 | Страничка главного редактора