ГЛАВНЫЙ ДОГМАТ ХРИСТИАНСТВА

В шестое воскресенье после Пасхи подводится очень важный итог всего прочитанного на Божественной литургии по воскресным дням в пасхальный период. Все воскресные евангельские отрывки, читаемые От Пасхи до Вознесения носят сугубый мессианский характер, и позволяют нам лучше понять Личность Воскресшего и Вознесшегося…

В шестое воскресенье читается отрывок из Евангелия от Иоанна, где приведена так называемая первосвященническая молитва Христа, а сама 7-я Неделя по Пасхе посвящена воспоминанию 318 Святых отцов Первого Вселенского Собора.

Молитва Господа нашего Иисуса Христа, вспоминаемая в этот день, была вознесена Им к Отцу Небесному в ночь, в которую Он бы предан, взят под стражу и незаконно осужден Синедрионом. В этой молитве Господа можно условно выделить три части: Господь молится Богу Отцу о Себе, о Своих учениках и создаваемой Им Общине святых – Церкви. Расставаясь со Своими учениками и с миром, подводя итог Своему служению на земле, исполненному поручению от Бога Отца, Господь возносит эту молитву ко Отцу Небесному и говорит также о предстоящем Его прославлении.
На Вселенских Соборах основанной Господом Церкви формировалась точная и глубокая система христианских вероучительных догматов, непререкаемых положений, и простая вера бывших галилейских рыбаков, а теперь – апостолов, выстраивалась в стройное здание Истины, формулируемой и в дальнейшем хранимой Церковью.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.
Неслучайно этот Собор мы вспоминаем между праздником Вознесения Господня и Днем Святой Троицы. Ведь предложенная Арием ложная философская схема осмысления Личности Христа напрямую влияла и на осмысление Святой Троицы.
Против распространения этой ложной системы вероучения восстали епископы самых разных стран. Они и собрались, чтобы решить, кто прав и кто виноват, стоит ли слушать Ария, или его богословскую схему надо отбросить как неверную. На Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были святители Николай, архиепископ Мир Ликийских,Чудотворец, Иаков, епископ Низибийский, Спиридон, епископ Тримифунтский, Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона.
Нам открывается очень важный аспект христианства. Ведь иногда кажется, что главное — молиться Богу, жить по заповедям, а изучать особо ничего не надо, ведь богословие — удел избранных: или интеллектуалов, или фанатиков. Тайну Святой Троицы не понять человеческому уму все равно, а раз так — и не надо осмыслять. Говорят, что на том Соборе святитель Николай настолько был разгневан лжеучением Ария, что дал тому пощечину, за что был наказан заключением. Правда это, или нет, но история такая в Церкви хранится. И она — лишнее подтверждение тому, что все серьезно: Церковь — не только сердце, но и голова.
И вот, не только прочувствовав сердцем, но и умом осмыслив ложное учение Ария и осудив его, Первый Вселенский собор утвердил православное учение, которое мы читаем в Символе Веры («Верую во Единого Бога-Отца Вседержителя, в Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия»). Начинается он со слова «Верую», которое на латыни звучит как «Кредо». Когда спрашивают люди друг друга: «Каково Ваше жизненное кредо?», фактически спрашивают, «Каков ваш Символ веры», то есть что составляет Вашу основу, фундамент, внутренний стержень. Вот такой фундамент Православной веры и был утвержден на Первом Вселенском соборе. Заключается он в непреложной истине — главном догмате христианства:
Иисус из Назарета, распятый в Иудее при прокураторе Понтии Пилате, признаваемый нами Господом Мессией-Христом-Помазанником – не просто человек, не высшее творение Божие, не ангел, не дух, Он — Сам Бог, творец Неба и Земли, Сын Божий, истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и Он так же вечен, как Бог Отец, Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом ОтцомЭто означает, что безначальный Бог однажды вошел во время и пространство, вочеловечившись, воспринял плоть, стал новым Адамом, чтобы Собой изнутри исцелить человеческую природу, сошел с Небес, чтобы возвести нас на Небо.

Это и есть сердцевина нашего спасения. На камне этой веры основана Православная Церковь, про которую Сам Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18). То есть ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующей, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.
Из равночестного понимания Бога Отца и Бога Сына следовало и правильное понимание Личности Святого Духа, а значит всей Святой Троицы, Единого Бога, в которого верят последователи Христа.
Почему именно молитва Господа о Себе, учениках и о Своей Церкви читается в Евангелии в Неделю 318 Святых отцов Первого Вселенского собора? Потому что она и явила свое действие на Первом Вселенском Соборе. Силой этой молитвы Бог соделал Святых отцов этого Собора просвещенными и неустрашимыми поборниками истины и победителями человеческих заблуждений и злобы бесовской.
Завершает Свою молитву Господь словами: «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:13).
То есть Он теперь уже Сыном человеческим возвращается в вечную славу, которую Он имел у Отца прежде бытия мира как Сын Божий. И Он молит Отца, чтобы ученики Его имели радость Его.
Что это за радость?
Это радость послушного Сына, исполнившего волю Отчую.
Это радость Победителя, одолевшего всех противников Своих и даровавшего победоносную мощь друзьям Своим, да побеждают до скончания века. Вспомним, что Господь сказал: «Вы – друзья Мои, если исполняете все повеленное Мной» (Ин. 15:14).
Это, наконец, радость чистого и незлобивого, смиренного и кроткого сердца – радость, означающая жизнь, мир, любовь и силу.
Такой радости желал Господь Иисус Христос ученикам Своим и всем нам при расставании с миром.
Подумаем о том, что Господь Иисус Христос две тысячи лет назад, пред самой Своею смертью, думал о нас и молился о нас Богу!
Пусть очистит нас всесильная эта молитва от всякого греха, пусть исполнит нас радости и пусть соединит сердца и души наши!
Да будем все едины в прославлении открытой нам Христом Святой Троицы Единосущной и Нераздельной, Бога нашего, Которому подобает слава, честь и поклонение ныне и присно, во все времена и во веки веков.

Священник Вячеслав Клюев

29.05.2023 | Страничка главного редактора