«Евхаристическое собрание: богословские основания и траектория развития»

В первый день работы семинара с докладом на тему: » Евхаристическое собрание: богословские основания и траектория развития», выступил заведующий кафедрой теологии УГГУ, кандидат педагогических наук, магистр богословия, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» РПЦ протоиерей Игорь Бачинин.

— Слушая сегодняшние доклады и вопросы, мне хотелось бы поделиться собственными соображениями. При всём уважении к высокопоставленным членам нашей церковной иерархии, я сталкивался с такой ситуацией, что говорят о том, как надо и о том, как должны делать у батюшки, слушающего это от каждого «надо» мурашки по коже начинают бегать. Делать надо, а народу нет.

Мы часто ездим с такими семинарами и при разговоре со священниками они заинтересованы в том, что они слышат, но не знают кто будет этим заниматься.

Отец Игорь рассказал на примере своей общины, как правильно выстроить работу по созиданию приходской общины. Каким образом прийти к тому, чтобы каждый член общины был занят полезным на благо церкви делом.

Оглядываясь на прожитую жизнь и задаваясь вопросом «Почему так произошло?», Игорь Бачинин подчеркнул, что самое главное в его жизни — это было принятие им решения жить трезво ещё в юности:

— Господь привел к трезвости. И был в трезвости такой период «давайте».
А давайте храм построим — давайте, а давайте детьми заниматься — давайте. Я был в роли «давайте», все откликались на слово «давайте», а развития никакого не было. Всё ждали, когда «давайте» инициативу проявит ещё раз и при этом все понимали, что необходима определённая ответственность и приложение усилий, чтобы что-то сделать. Но часто люди не понимали смысла для чего это всё делать, и я сам не понимал до определённого времени.

Далее отец Игорь вспомнил о том, каким долгим было для него принятие решения о ведении научной деятельности с последующим написанием кандидатской работы по педагогике:

— Необходимо научиться отсекать свою волю, чтобы увидеть промысл Божий и то, как Господь о тебе заботится. Всё те обстоятельства, которые мы в настоящем с вами проживаем, их можно рассмотреть с того, какой я умный и как я это всё вижу. Но если ты понимаешь, что Бог есть любовь, что Он единый, всемогущий и сердцеведец, то тогда ты начинаешь относиться к этому по-другому.

Оглядываясь назад, я понимаю, как оказывается, Богу с нами трудно, когда Он пытается как-то изменить Церковь, состояние нашей с вами жизни, говорит нам с вами о чем-то через людей. Я заметил, что очень часто люди приходят в храм и просят у Бога здоровья, денег, помощи в добром деле, за детей молятся, но я ни разу не встречал человека, который бы пришёл и сказал: я христианин, Бог все делает в этом мире через людей, а чем я Богу могу помочь? Как я могу послужить Богу?

Адресовав аудитории вопрос о том, кто такой профессионал, отец Игорь справедливо отметил особенность святоотеческих текстов, в которых о главном говорится всегда коротко и подытожив ответы людей сказал:

— Профессионал — это человек, который знает, что ему надо делать. Научиться не делать ничего лишнего — это дорогого стоит.

Первостепенная задача для нас в настоящее время — это то, что нам надо учиться.

Отец Игорь рассказал об опыте построения беседы с людьми, желающими креститься у него, который исключает формализм, потому что ему, как священнику придётся отвечать перед Богом за каждого человека, приведённого в Церковь. По словам докладчика, очень важно сказать человеку перед Крещением об ответственности, которую ему придётся нести, став христианином, по отношению к себе, к Богу и к Церкви.

Священник Игорь Бачинин поделился с присутствующими ценным опытом организации оглашения и катехизации в храме, настоятелем которого он является:

— Став оглашенным в нашем храме, человек начинает входить в таинственную сторону Церкви, посещая богослужения, и у него складывается представление о том, что в храме происходит. Благодаря педагогике я начал понимать, как происходит процесс освоения знаний и как эти знания в жизнь воплощаются. Чтобы человеку о чем-то рассказать, важно ему это показать. Любая ценность и опыт осваиваются человеком одним единственным способом, когда он этот опыт проживает, переживает. Иначе сколько бы мы не говорили, о чём бы не говорили, сердца этого не касается. Потому очень важно создать для человека условия, чтобы он всё это прожил.

Когда человек все прожил, то с ним разбираем чинопоследование самого Крещения для того, чтобы человек не присутствовал во время Таинства, а участвовал в нем. А это возможно только когда он будет понимать, что происходит.

Важный момент, непосредственно перед Крещением провести беседу, чтобы помочь крещаемому прожить опыт действия благодати в сердце, имеющий очень важное значение и действие, необходимое человеку в начале церковной жизни. Благодать касается человека в момент Крещения и важно запомнить это чувство в самом себе.

Далее все эти люди целую неделю причащаются в нашем храме без специальной подготовки и исповеди для того, чтобы прожить опыт действия благодати в самом себе. В воскресенье читается молитва восьмого дня и крестившийся человек становится членом евхаристического собрания.

Научные исследования, проведенные под руководством Игоря Бачинина показали, что из 100 респондентов на приходе, у большинства низкая религиозная образованность, то есть люди не понимают половину из того, что говорит священник во время проповеди с амвона. С этой целью были организованы двухмесячные нравственно- богословские курсы для прихожан, по окончании которых они пишут тест и только после этого с людьми проводятся беседы на духовные темы.

Кроме того, на приходе функционирует катехизаторская школа со сроком обучения 2,5 года, бакалавриат и магистратура. Благодаря пандемии были успешно освоены цифровые технологии.

Отец Игорь попытался дать аргументированный ответ на вопрос: почему нет мужчин в церкви:

— В настоящее время ведётся консциентальная война — это война, которая ведется на уничтожение определённого типа сознания. Мы живём на информационно оккупированной территории и идёт целенаправленный процесс девальвации наших нравственных ценностей. Если мы этого не осознаем, то это может плачевно для нас закончиться. Сейчас работают не люди, а технологии, поэтому важно правильно выстроить отношения с интернетом.

Трезвость — это одна из форм привлечения мужчин в храм. Потому что, когда они в трезвости, то начинают понимать причины происходящего и что с этим делать.

В консциентальной войне разрушается не личность, а метафизические образы: метафизический образ семьи, метафизический образ отца. Мы сейчас пожинаем плоды всего этого, но для нас чем хуже, тем лучше. Мы должны помнить, что мы русские и с нами Бог. Русскость это не национальность. Русский и православный это синонимы. Русский — это не кто ты по национальности, а это какой ты.

Протоиерей Игорь Бачинин в конце своего выступления поделился интересными наблюдениям по поводу воскресной школы для детей:

— Если дети в школе, а родители нет, то результат нулевой. Поэтому мы детьми больше не занимаемся, мы занимаемся с родителями, которые хотят заниматься с детьми. С этой целью мы организовали школу воспитания, в которой рассказываем, как, что, в каком возрасте воспитывать. Видим принципиально новый результат.

Домашним заданием для слушателей семинара стал вопрос: что такое духовная и церковная жизнь? Именно с ответа на данный вопрос отец Игорь начал свое выступление на 2 день работы семинара.

06.03.2021 | События