ЕВАНГЕЛИЯ ПАСХАЛЬНОГО ЦИКЛА

Все воскресные евангельские отрывки, читаемые на Божественной литургии в пасхальный период носят сугубый мессианский характер, и содержат в себе две стороны, два аспекта.

Во-первых, каждое из них посвящено той или иной черте Личности Мессии-Христа, с разных сторон, определенными частями раскрывая нам тайну Того, Кем совершено наше спасение, и, в связи с этим, наших взаимоотношений с Ним. Этим Церковь ежегодно напоминает своим чадам, в Кого и во что они верят, утверждая веру православную.

Во-вторых, в каждом чтении воскресного Евангелия в пасхальный период говорится что-то сугубо важное обо всех нас, о нашем духовном состоянии в свете Воскресения Христова, и о потенциальных вариантах наших ответов на пасхальное благовестие. Такой вот своеобразный прогноз на все времена.

В первые же часы Пасхи Христовой на Литургии мы слышим о том, что Личность Спасителя имеет предвечный характер. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь и свет людей» (Ин.1:1-4). Свет истинный, являющийся источником бытия и просвещающий всякого человека, пришел в сотворенный Им мир во плоти. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14).

Относительно же нас в пасхальную ночь мы слышим: «мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:11-12). «От Его полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:16-17).

В Антипасху мы вместе со всей Церковью вспоминаем «прекрасное, доброе неверие Фомы, который серца верных привел к «полноте знания»… Ведь когда он видит воскресшим своего Учителя, Который знает во всех деталях и о движениях сердца Фомы, и словах, им сказанных в горнице неделю назад, тогда этот удивительный апостол произносит слова, которых мы не видим больше нигде в Евангелии – ни у любимого ученика Господня – Иоанна Богослова, ни у синоптиков (Матфея, Марка и Луки): «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Апостолы и другие люди, уверовавшие в Иисуса из Назарета как в долгожданного Спасителя, называли Его Господом, Христом (Мессией, Помазанником), апостол Петр – Сыном Божиим (в Кесарии Филипповой) но лишь один Фома на восьмой день по Пасхе во всей полноте исповедует Божество их Учителя.

В ответ на исповедание такой веры Спаситель говорит: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), не столько укоряя Фому, сколько ободряя все те поколения христиан, которые в будущие века уверуют во Христа, не видя Его и имея возможности прикоснуться к ранам на Его руках и груди. Уверуют, потому что, ища Бога и стараясь познать истину, встретят на своем пути истинных христиан, и увидят Христа не воочию, но в Его последователях, живущих по Его заповедям.

В третье после Пасхи воскресенье Церковь вспоминает Никодима, Иосифа и Женщин, несущих миро, то есть людей, непосредственно принимавших участие в событиях великих дней смерти Христовой, пребывания Христа во гробе, сошествия во ад и славного Христова Воскресения. Таким образом, Церковь как бы указывает на человеческую природу Спасителя, который не просто принял призрачный образ человека, но, не переставая быть Сыном Божиим, и не изменяя своей божественной природы, истинно стал Сыном человеческим, во всем, кроме греха подобным нам, и принял нашего ради спасения мучения и страшную смерть, претерпел разлучение Своей человеческой Души и Своего человеческого Тела, и был погребен во гробе в пеленах и с благовониями по обычаям еврейского народа, к которому по человечеству Своему принадлежал.

Церковь также напоминает нам о верности Христу и безграничной любви к Нему, которые у истинных христиан превышают опасения за собственную безопасность. Их отличают верность, жертвенная любовь, дерзновение, решимость, готовность отвергнуться себя, взять крест свой, выйти из зоны комфорта, преодолеть свои страхи. Истинная любовь всегда проявляется в момент испытаний, когда человек может спасти себя, а может пожертвовать собой, предпочесть отдать и положение, и стабильность, и даже саму жизнь ради любви ко Господу и к ближним. Из таких дел становится видна наша вера, ведь «вера без дел мертва» (Иак. 2:26). К такому пути призваны каждый христианин и каждая христианка, искренне любящие Бога и верные Ему до конца.

В Неделю о расслабленном Церковь обращает наше внимание, с одной стороны, на то, что Мессия-Христос – Господин субботнего дня, вообще-то посвященного Богу, а потому творит чудеса и в субботу («Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), с другой – на человечность Христа. В евангельском отрывке об исцелении парализованного в купельни Вифезда в Овечьих ворот, читаемом в третье воскресенье после Пасхи, раскрывается характер Христа как Бога, милующего людей и промышляющего о них, и как Человека, открывающего каждому Своему ученику Свое человеческое сердце, исцеляющего человеческое одиночество. Как Творец мира материального и мира духовного, знающий все законы, которые положены в основание того и другого, Господь открывает связь разрушительных явлений в мире материальном, тления и болезней, распространенных в нем, с духовным состоянием человека, соблюдением или нарушением им законов мира невидимого: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14).

Господь также показывает, что достаточно одного Его слова, чтобы неизлечимый 38 лет паралич сменился полным здоровьем, таким образом, убеждая нас в том, что существование в этом мире боли и страданий имеет свой смысл, и значит, как это не странно нам, может быть, слышать, в этом для нас самих имеется, усматриваемая нашим Творцом, польза для нас. В свою очередь, в контексте пасхального периода все это позволяет нам усвоить мысль о том, что дело нашего спасения без того, чтобы Христос добровольно отдал Себя в Жертву за нас и взошел на Голгофу, было невозможно. И Он это для нас сделал. Мы же в ответ на благодеяния Божии к нам нередко не только не отвечаем Ему благодарностью, но еще и готовы «сдать» Его врагам: «Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его…» (Ин. 5:15-16).

В Неделю о самарянке Церковь напоминает о том, что Иисус из Назарета, Сын Девы Марии, выросший в семье плотника Иосифа Обручника, присевший однажды отдохнуть у колодца Иакова у города Сихарь, когда ученики Его пошли в город купить еды, и есть обещанный Богом еще в раю Спаситель, Мессия-Христос, пришедший освободить нас от рабства греху. Для этого приводится свидетельство самого Господа, прямо сказавшего самарянке о Себе, что он и есть долгожданный Помазанник: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26).

О нас же самих Церковь в данном евангельском отрывке говорит примером отверженных иудеями самарян и женщины, пришедшей в тот день к колодцу Иакова, с которой Христу и разговаривать, казалось бы не о чем. Говорит о том, что Христос – Он для всех, а не только для избранных, достойных и не согрешивших. И что спасение наше близко и доступно, если только уверуем, «Он — истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:42), и будем поклоняться Богу в духе и истине, «ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23).

В пятое воскресенье после Пасхи, в Неделю о слепом, предлагая вниманию чад своих евангельский отрывок об исцелении Христом слепорожденного, Церковь напоминает нам сразу о трех мессианских свидетельствах о Себе Господа Иисуса: «Мне должно делать дела Пославшего Меня… Я – Свет миру» (Ин. 9:4-5); «веруешь ли ты в Сына Божьего?.. и видел ты Его и Он говорит с тобой» (Ин. 9:35, 37); «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9:39).

Символический акцент на мессианском посланничестве Иисуса проявляется и в том, что разговор о наличии у Него послания-поручения «делать дела Пославшего» происходит с учениками около встреченного ими слепорожденного, которому Иисус, «сделав брение из плюновения», помазал глаза и послал его умыться: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный» (Ин. 9:7).

О нас же, о людях, этот евангельский отрывок говорит, что по большому счету все, услышавшие в своей жизни весть о трехдневном Воскресении Христа, во все века делились, делятся и будут делиться впредь на две большие категории.

Одни, признав имеющуюся у них духовную слепоту, исцелятся, прозреют, познают истину и «в духе и истине» почтительно поклонятся Иисусу Христу, признавая Его своим Господом и Спасителем: «верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:38).

Другие же, и их будет количественно всегда больше, «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14), будут упираться, отрицать и, доказывая свою зрячесть и слепоту оппонентов, твердить: «Этого нет, не может и не должно быть. Это все невежество, заблуждение, основанное на страхе перед будущим и неизвестным». Злоупотребляя предоставленной Богом каждому человеку свободой, они не обратятся и не уверуют. Чтобы остаться в своей зоне комфорта, таковые готовы даже принуждать прозревших клеветать на Христа.

Через указанные чтения в течение шести воскресных дней, начиная с Пасхи, Церковь помогает понять нам Личность Спасителя, Его Богочеловеческую природу, основные черты Его человеческого характера, почувствовать Его Божественную любовь к каждому человеку. Одновременно с этим Церковь напоминает нам и то, что Сам Бог ждет от уверовавших в Воскресшего Христа, открывает основные черты православной веры как свободного ответа человека на пасхальное благовестие.

Христос Воскресе!

Священник Вячеслав Клюев

 

21.05.2023 | Страничка главного редактора