Епископ Глазовский и Игринский Виктор совершил Божественную литургию и панихиду в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова

В субботу 30 октября 2021 года, в День памяти жертв политических репрессий, Преосвященнейший Виктор, епископ Глазовский и Игринский совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Глазова.

Его Преосвященству сослужили ключарь кафедрального собора иерей Вячеслав Клюев, протоиерей Сергий Ховайло.

Богослужебные песнопения исполнил клиросный хор под управлением регента Андрея Петрова.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения о единстве православного мира и прошения против распространения коронавирусной инфекции, а также прошения о врачах.

Проповедь перед причастием на тему евангельского отрывка произнес иерей Вячеслав Клюев.

По окончании Литургии владыка совершил панихиду по всем православным христианам «во дни лихолетия безвинно убиенным, страдания и истязания претерпевшим в годы репрессий» за веру Христову.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом:

— Благодарю вас всех за молитвы, причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Тайн.

На сегодняшнюю субботу выпал день памяти жертв политических репрессий. Тех репрессий, которые воздвигло безбожное государство в соответствии со своим политическим ведением. Репрессии были составлены по сословному признаку и духовенство оказалось в числе первых, кто подвергся этим репрессиям. Уже в конце 1917 начале 1918 года начались убийства священников, которые позже приняли массовый характер. И как бы не пытались нынешние сталинисты обелить имя Иосифа Сталина, тем не менее известен его приказ об уничтожении в тюрьмах, лагерях всего духовенства. Что исполнялось с революционной точностью.

Я вспоминаю время, когда встал вопрос о реконструкции площади, где стоял когда-то наш 7-престольный Преображенский собор и когда сняли асфальт, обнажились фундаменты, я ходил по ним и фотографировал их, старался привязать к тем точкам и местам существующих зданий, чтобы это было понятно. Понимал, что произошло нарушение, потому что здесь должны были работать археологи, а, на самом деле, работали бульдозеристы, срезая фундаменты.

Я пришёл к главе города Александру Викторовичу Вершинину и сказал о том, что идёт нарушение нравственного закона при таком отношении к памятнику, поскольку на этом месте столько лет совершалась молитва и приносилась бескровная жертва, за алтарем были похоронены известные люди: священники, служившие в этом соборе, попечители, благодаря которым были построены эти здания, главы города Глазова, которые были избраны жителями города для управления городом. И вы, как верующий человек, должны понимать, что то, что мы творим, потом произойдёт с нами потом. Бумеранг возвращается. Я настаивал на том, чтобы на этом месте были хотя бы цветники, но территорию застелили брусчаткой.

По закону кладбища должны стоять вечно, но нынешние законы лукавые. Через 50 лет уже можно кладбище снести бульдозером, подстроить новые дома, как это произошло на месте первого градского кладбища, где стоит Ледовый дворец спорта, плавательный бассейн, стадион, культурный центр «Россия» и часть домов. Всё это стоит на костях. Когда были ещё видны могильные холмики, надгробные плиты, люди помнили и приходили к тем березам, которые росли, когда-то над могилами и молились о своих усопших.

Когда решался вопрос о реконструкции, я просил обозначить те места, где находились алтари, но в результате вместо престола Святителя Николая появился фонтан, а на месте других престолов ничего. А почему?

Потому что будет нам постоянно напоминать о том, что мы сделали и как-то стучаться в сердце, жечь будет и надо будет что-то делать. И как в лицо своей совести смотреть? А голос совести — это голос Бога в душе человека. Это Бог в твоё сердце стучится. Он понуждает: исправь, если сделал что-то неправильно. И мы видим реконструкция улицы Кирова, есть там памятник, который решено восстановить, а рядом есть другой памятник — жертвам политических репрессий, нуждающийся тоже в восстановлении, но никто даже голос не поднимает.

Почему об этом нужно говорить? И почему Церковь об этом говорит? Не только потому что духовенство в значительной мере пострадало. У нас на сегодняшний день по книге памяти «Мемориал» собралось порядка 150 человек. И мы просим у города, чтобы нам дали место и возможность сделать мемориал этим людям, чтобы мы могли в этот день и другие дни приходить и совершать молитвы.
Мы можем в храме молиться, но до храма многие не доходят, а нужно стучаться в сердца, будить эту память. Потому что, если мы не осознаем этого, ошибку невозможно будет исправить.

У врачей есть такое выражение: «Нужно болезнь вывести на кожу». Когда болезнь видно, тогда понятно, как её лечить. До тех пор, пока болезнь прячется где-то внутри, мы не понимаем, что с этим делать. Они говорят, что нет болезни, которая не лечится. Так вот надо об этом говорить, будить человеческую память.
На мемориале мы бы хотели о тех, о ком известно и написать, и поместить фотографии, чтобы люди могли увидеть лица, глаза тех, кто за веру в Господа, за свои убеждения таким образом пострадали.

Владыка провел некоторые параллели нашего и прошлого времени, когда бушевали эпидемии и использовались жесткие меры в плоть до разрешения открывать оружейный огонь по людям, покинувшим свои дома. Митрополит Филарет Дроздов в период разгула холеры в Москве, усилил молитву: священники ходили по домам, причащали людей, говорили проповеди. В сборнике «Холерных проповедей» приводится пример из ветхозаветной книги Царств, где говорится о том, как царь Давид решил пересчитать свой народ, который вышел из Египта. И получилось, что среди 800 тысяч, много военных. По пророчеству царю Давиду надлежало понести за грехи скорбь на выбор: 3 месяца войны, голод или болезнь. И Давид, размышляя понял, как страшно впасть в руки человеческие, пусть будет то, что Бог даст. И тогда началась язва, которая унесла жизни 75 тысяч человек и увидел Давид, как Ангел с мечом поражает людей и взмолился он, чтобы Бог это остановил.

Параллель очень напрашивается. У нас сейчас язва моровая, которая напала на нас и люди в страхе ужасаются, видя смерть родных и близких. Мы понимаем, что всё это по грехам. Надо молиться и приносить покаяние, не отчаиваться, не унывать, а благодарить Бога, как благодарил царь Давид и в радости, и в скорбях. Поэтому не забывайте, что без Бога человек ничто, а с Богом ему все по силам.

Помощи Божией всем, здравия душевного и телесного, ангела хранителя и пусть Господь молитвами царя Давида и тех, которые приняли репрессии, истязания и смерть, помилует нас.

30.10.2021 | Служение