ДЕНЬ ПОКОЯ И СВЯТОСТИ

«Будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш»

Начиная уже с периода подготовки к Великому посту и затем неоднократно в течение поста Святая Церковь переводит наше внимание за пределы настоящей, временной жизни, к прешедшим отсюда в вечность нашим предкам, родственникам и знакомым, желая напоминанием о том их состоянии, которого и всем нам не миновать, расположить нас к должному прохождению поста. Для такого сугубого поминовения всех прежде усопших православных христиан и сугубого нашего размышления над ожидающей нас в вечности участи Церковь определила дни субботние.

Одно из самых частых слов в Священном Писании – «святой» (евр. «кадош»). Именно оно больше, чем другие слова, представляет таинство и величие Самого Бога. Какой самый первый объект в истории тварного мира, к которому в Священном Писании применены слова «святой», «священный»?

Впервые оно употреблено в Книге Бытия в конце рассказа о Сотворении мира, и относилось оно не к каком-либо предмету в пространстве, а ко времени – ко дню отдыха и покоя: «И благословил Бог седьмой день и освятил его» (Быт. 2:3).

Позднее четвертая из десяти Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, будет звучать так: «Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход, 20:8-11).

Многие христиане думают, что божественное установление субботы перенесено на воскресенье, которое, таким образом, стало христианским днем отдыха и покоя. Однако ни Священное Писание, ни Священное Предание не подтверждают этого. Более того, Предание первых веков воскресенье называет первым или восьмым днем, и, таким образом, подчеркивается его особенность и даже противоположность по отношению к субботе, которая навсегда так и осталась днем седьмым – благословенным и освященным Богом.

Хранить субботу, особо относиться к временному периоду, отрезку, означало, что вся временная жизнь человека может быть наполнена глубоким смыслом и высокими целями, то есть может быть такой, какой Бог хотел бы, чтобы она была у каждого из нас. И суббота, день отдыха, когда мы радуемся о плодах своих трудов, своей жизни, навсегда хранит благословение Божие, почивающее на мире и на делах его.

В Священной Истории Творения Богом мира ни один пространственный предмет не наделен качеством святости: нет в описании Творения ни священной горы, ни священного родника, ни иного святилища для всеобщего поклонения. На первое место Священное Писание ставит святость времени – субботу. Итак, на заре истории существовала лишь одна святость в мире – святость времени.

Затем, прежде чем дать евреям Свои вечные заповеди на Синае, Всевышний провозгласил святость в человеке: «Будьте святы, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш» (Левит, 19:1). «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов,.. будете у Меня царством священников и народом святым» (Левит, 19:5-6).

И лишь после этого людям было позволено и велено соорудить в пустыне Скинию Завета, походный Храм, то есть сотворить святость в пространстве.

Таким образом, вначале возникла святость времени, затем святость человека и потом уже святость пространства.

Еврейское слово «кадош», помимо перевода словом «святой», также переводится словами «возвышенный», «стремящийся вверх», «духовный», «отделенный» и «предназначенный». Святость – это не просто нечто очищенное и возвышенное до предела, и не просто нечто отделенное от зла и нечистоты, а вещь имеющая от Бога назначение.

Духовная нечистота означает, что есть некоторое препятствие для святости, то есть препятствие к реализации задуманного, определенного Богом предназначения. При очищении, освящении благодатью Божией это препятствие снимается. Внутренняя духовная чистота есть необходимая предпосылка для святости. Не случайно Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Счастливы чистые сердцем, то есть чистые душой и умом от греховных мыслей и желаний. Важно не только избегать совершения греха видимым образом, но и воздерживаться от мыслей о нем, потому что любой грех начинается с прелога, помышления, а уже потом материализуется в действие.

Из сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15:19. Не только телесная нечистота является грехом, но прежде всего нечистота души, духовная скверна. Человек может никогда никого и не лишить жизни, но регулярно пылать ненавистью к людям и желать им смерти. Тем самым он будет разрушать собственную душу, а впоследствии может дойти и до самого убийства. Поэтому апостол Иоанн Богослов и предупреждает, что «всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3:15), то есть человек, имеющий душу, оскверненную нечистыми мыслями, – уже потенциальный совершитель видимых грехов.

Только человек с чистой душой, чистыми помыслами может приблизиться к Богу, увидеть Его. Бога видят не телесными очами, а духовным зрением чистой души и сердца. Если этот орган духовного зрения помутнен, испорчен грехом, Господа человек не увидит. Поэтому нужно воздерживаться от нечистых, греховных, злых мыслей, отгонять их как семена, всеваемые от врага, и воспитывать в душе мысли светлые и добрые.

Обращенные к людям призыв и повеление Бога быть святыми в Священном Писании, в Книге Левит, предваряет «перечень» данных Богом через Моисея заповедей, помогая нам, таким образом, понять, что путь святости – это путь человека, который не только в особых обстоятельствах, но и каждую минуту повседневности, постоянно ощущает Божественное Присутствие и испытывает перед Богом чувство трепета, освящая, таким отношением, все время своей жизни.

Такой человек старается исполнять заповеди и избегать нарушения запретов, стремится при содействии благодати Божией совершенствовать положительные черты своего характера и избавляться от отрицательных. Он сознательно не станет обманывать, притеснять ближнего и клеветать на него, желать ему зла. Следуя заповедям, указаниям Бога, через исполнение их, святой человек стремиться в своих проявлениях походить на Творца, реально, а не символически, ощущая себя по благодати чадом Божиим, и желая, в связи с этим, проявлять в себе черты своего Небесного Отца.

С другой стороны, человек, не ощущающий ценности предоставленного ему времени, не стремящийся к совершенству в отношениях с людьми, не может приблизиться к Творцу и выстроить правильные отношения с Ним. По сути, «подражание» Творцу, подражание Богу (imitatio Dei) и есть та самая высокая цель существования человека, что подтверждается повелением Христа: «Будьте совершенны, как отец Ваш Небесный совершен» (Мф. 5:48).

Святости способствует не отрыв от реальности в поисках возвышенных духовных состояний вдали от досаждающих ближних, но, наоборот – погружение в действительность пространства-времени с точным выполнением всех тех обязанностей, которые уготованы нам в нашем мире в соприкосновении с ближними, промыслом Божиим поставляемых нам на жизненном пути. С этих позиций и надо рассматривать изложенные в Священном Писании заповеди: об уважении к родителям, о необходимости заботиться и милосердствовать о ближнем, о честности во всех делах, о справедливом, нелицеприятном суде, о целомудрии, смирении и кротости.

И, если человек не равнодушен к боли и заботам окружающих, если он, когда то требует жертвенная любовь, оказывает им помощь, бывает с ними справедлив и честен, добр и милосерден, тогда про такого человека можно сказать, что он не только носит в себе образ Божий, но и уподобляется Богу.

Послушаем Святую Церковь, в сегодняшний субботний день призывающую нас задуматься о святости, о ценности времени и о покое за порогом вечности. Поминая усопших отцов, матерей, братьев и сестер наших, позаботимся и себя приготовить к прехождению на тот свет, в тот мир, про который отсюда можно с уверенность сказать лишь то, что время там уже не течет, а покаяние недоступно.

Приведем себе на память свои грехи и оплачем их здесь и сейчас, не откладывая свое исправление, и раз и навсегда решившись соблюдать себя чистыми, возвысив и отделив себя от всякой скверны, всякой духовной нечистоты. Ибо в Царство Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никому из нечистых не оправдаться. После же смерти ни очищения, ни освящения ждать уже не приходится. Каким перешагнешь порог вечности, таким там и останешься. Поспешим исправить в себе все неисправное, ибо кто может предсказывать себе долголетие? В любой момент, и даже в этот час жизнь каждого из нас может пресечься.

Будем же освящать время, бодростью и трезвением оберегая его от пустого провождения. Будем освящать свои души, постом и молитвой оберегая их от всякого зла и нечистоты. И будем и освящать пространство вокруг нас, благочестием и праведностью становясь, по слову Христа, «светом миру» и «солью земли» (Мф. 5:13-16).

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

13.04.2024 | Страничка главного редактора