ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ПОСТА

Преподобного Иоанна Лествичника

В подготовительных к Великому посту Неделях Церковь напоминала нам о нашем плачевном состоянии в части рассогласования устремлений духа, души и тела человека, рассогласования нашей воли с волей нашего небесного Отца. Рассогласования, являющегося последствием грехопадения первых людей в Раю, которое повлекло для всего человеческого рода необходимость трудиться, понуждать себя, чтобы все эти последствия преодолевать в себе, чтобы удерживаться от зла и творить добро.

Перед нами вставал образ величественной горы, на которую нам имеется необходимость потрудиться взойти, пройти непростой и небыстрый путь. И именно таков образ Великого поста, который, в свою очередь, представляет собой и модель всей правильной жизни человека.

Целью этого восхождения для нас, христиан, является Царство Небесное, избавление от власти греха, Пасха, жизнь вечная с Богом в Небесном Иерусалиме.

В первые две недели поста Церковь показывала нам вершины Православия, истинного христианства, давала нам верные ориентиры на верхушке этой горы. Напоминала нам все, что веками было усвоено из самого факта Боговоплощения. В том числе и то, что для человека стала реальностью возможность обожения, принципиального изменения его чувств, мыслей, действий, возможность Богопознания и созерцания Бога. Возможность Личного Откровения Бога каждому человеку, в ответ на искренний, сердечный вопль и терпеливый поиск Бога человеком, готовым для этого понуждать себя, трудиться на пути самодисциплины.

В середине поста Церковь напоминала нам о том, что необходимо нам взять с собой в это непростое, но жизненно важное восхождение. Мы слышали призыв Господа к отвержению себя, своего «ветхого человека», ко взятию креста (со всеми своими скорбями, искушениями, теснотой, самопожертвованием, болью и горечью временной жизни) и следованию за Христом, являющим Собой образ совершенства, и призывающим Своих последователей не только словами, но, в первую очередь, Своим примером, к высокой жизни, к мужеству, к подвигу.

Господь идет впереди, и предлагает нам присоединиться к Нему, к Его пути, а значит и к Его Победе. С Ним становится реальным войти в число победителей, в число тех, кто прожил свою жизнь не зря. Тех, кто согласился на жизнь как на трудное восхождение, как на постоянную борьбу.

И вот пришло время особо говорить об опыте тех людей, кто уже прошел этим путем до нас, и о том, как это практически изменило их. Чтобы их пример, их достижения на этом пути, обретенная ими святость, вдохновляли нас и не давали нам унывать.

Память преподобного Иоанна Лествичника в четвертое воскресенье и память преподобной Марии Египетской в пятое воскресенье Великого поста дают нам совершенные примеры: у святого Иоанна Лествичника — в его писаниях, а у святой Марии Египетской — в ее жизни.

Это как сочетание совершенной теории и совершенной практики духовной жизни.

И примеры этих святых, символически заключающих в себе многочисленные примеры всех святых, от века Богу благоугодивших, нельзя только вспоминать, но надо применять их на деле.

Память обоих этих святых затрагивает наш личный подвиг. И подвиг Поста, и подвиг всей жизни.

«Лествица», письменный труд преподобного Иоанна, напоминает нам о том, что путь духовного восхождения, исцеления, преображения и воскресения человека имеет свои объективные ступени, свою структуру.

Это совершенно объективная реальность, не зависящая от того, что мы себе о ней придумали и нафантазировали.

Когда про жизнь и веру христианскую мы говорим нечто подобное: «А я думаю, что это в Православии лишнее», «У меня другое мнение», «А у меня вообще Бог в душе, мне это не надо», все это не просто наивный лепет, но и признак серьезного заблуждения о реальности духовного мира, объективности духовных законов, неизбежности последствий нарушения Божественных установлений, церковных правил.

На первой ступени духовного восхождения святой Иоанн нам напоминает, что не за то будем мы осуждены на вечном суде, что не совершали чудес, что не богословствовали, «но за то будем осуждены, что не плакали о грехах свои.

Грех — это единственное настоящее несчастье человеческой жизни. Грех оскверняет и убивает человека, убивает человеческие и Божеские отношения. Отдаляет нас от Бога и отделяет от людей. Помрачая наш ум и сердце, грех делает для нас чужим и непонятным нашего Небесного Отца, делает чужими друг для друга всех людей.

И вот ведь удивительная вещь — грех убивает все в жизни, но мы меньше всего ощущаем его именно как смерть. Мы горюем обо всем на свете, кроме того, что заживо умираем, постоянно увеличивая вокруг себя кольцо отчужденности от Бога и от людей.

Вот почему в самую основу нашего спасения, нашего покаяния, полагается призыв к тому, чтобы мы плакали о своих грехах. Дух, уводящий нас с правильного пути, с пути духовного восхождения на путь отчуждения от Бога и людей, этот дух изгоняется только молитвой и постом.

Пост означает, что нужно отвернуться от всего, что соблазнительно прельщает нас, отвлекая от любви и разрушая нашу цельность.

А молитва – это необходимое общение с Живым Богом, Который и есть Любовь, и в Ком Одном только мы можем найти силы и крепость любить.

Теперь нам открывается, что вся наша подготовка, все это очищение постом и молитвой не есть самоцель. Они должны ввести нас в созерцание, понимание и усвоение Тайны Креста и Тайны Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой Тайне.

Услышим же Господа, открывающего Своим ученикам тайну о предстоящих Ему в скором будущем страданиях и смерти в Иерусалиме, и мыслью и сердцем, укрепив себя постом и вооружив молитвой, последуем за Ним в Иерусалим!

Аминь.

Иерей Вячеслав Клюев.

16.04.2024 | Страничка главного редактора