ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

Весь мир отмечает Новый год 1 января. При этом мало кто даже из воцерковленных христиан знает, что по церковным канонам время измеряется новолетиями или индиктами, период которых равняется 15 лет.

Церковное новолетие — православный праздник начала церковного года, Новый год или Новое лето его отмечается 14 сентября, во время которого совершаются богослужения о даровании милости и благодати Господней на следующий год.

ЧТО ТАКОЕ НОВОЛЕТИЕ

В Ветхом завете (Левит, 23), сам Бог повелевает людям после тяжелых работ на полях, житейской суеты оставить все хлопоты и служить Единому Богу.

Согласно библейской истории именно в начале сентября:

— Вседержитель даровал человечеству 10 заповедей, доставленные пророком Моисеем.

— В это время ковчег Ноя был помещен на гору Арарат, при этом морские воды освободили сушу.

— Согласно Святому Писанию, в начале нового года Соломон освятил ново возведенный храм Господень в Иерусалиме.

Этот перечень можно продолжать ещё очень долго, убеждаясь в важности данной даты.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАЗДНИКА

Согласно официальному византийскому исчислению, Константинопольское начало индиктов с 1 сентября приходится на 312 год. Первое упоминание о индиктах найдено в истории царствования Юстиниана Первого, царствовавшего в середине шестого столетия.

Император предложил наложить дань на 15 лет, и indictio означало размер подати. Начало финансового года приходилось не на январь, а на сентябрь, при этом переоценка величины дани производилась по прошествии 15 лет.

Период в 532 года, когда солнечные и лунные круги начинаются вместе, и полнолуние приходится именно на пятницу, день распятия Христа, назван индиктионом.

Согласно Типикону 14 сентября наречено Новолетием или малым Божьим праздником, началом индикта, когда проводится праздничная служба.

Если по индикту новолетие, повторяется каждые 12 месяцев, то Великий индиктион или Миротворный круг, как его называют на Руси, повторяется через 532 года, когда даты неподвижных и подвижных церковных праздников приходятся на те же дни, что пол тысячелетия тому назад.

По шкале Миротворного круга легко определить даты празднования церковных праздников как в прошлом, так и в будущем.

До 15 века Русь отмечала начало нового летоисчисления 1 марта. Церковно-государственным праздником на Руси 14 сентября по новому стилю стало в 1492 году, при этом основной акцент в богослужениях делался на слова Иисуса (Луки 4:18) о том, что Он пришел «проповедовать лето Господне».

В день празднования 7000 лет от Сотворения мира 1 сентября по старому стилю на Руси гражданское и церковное новолетие слилось в единый день, который праздновали более 200 лет.

По особому чину летопроводства 1 сентября Евангелие читалось самим Патриархом. Типикон предписывал, после проведения утрени совершать выход на городскую площадь, где читается ектения и поют три антифона.

После этого архиереем произносилось троекратное благословение народа. После прокимена и Апостола снова следовало благословение прихожан, звучало Евангелие, литийные чтения и дважды пелся тропарь:
«Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны».

Церковная процессия возвращалась в храм для слушания Божественной литургии. Интересно, что чин церковного богослужения московского, новгородского и киевского отличался небольшими деталями.

Согласно московскому и новгородскому чину во время праздника совершалось водоосвящение крестом и омытием икон после пения тропаря.

По Киевскому чину не указывалось о походе на площадь, погружении креста и омовении икон. Вместо чтения паремий и Апостола читалось Евангелие, после чтения литии совершался крестный ход, во время которого перед каждой храмовой стеной читалась ектения, а перед западной стеной — молитва.

С началом нового богослужебного года Церковь свидетельствует миру о Христе
Начало Нового лета было настоящим праздником для нищих и малоимущих. В 17 столетии царем Алексеем Михайловичем был положен обычай творить в этот день милосердные дела, одаривая пищей и одеждой каждого нуждающегося, посещая при этом тюрьмы и приюты.

Чин летопроизводства был прекращен при царя Петре Первом, который издал указ, предписывающий отмечать начало летоисчисления с 1 января.

1699 г. стал последним годом празднования Новолетия 1 сентября, во время празднования которого царь Петр поздравил народ, и получил благословение от Владыки.
С 1700 г. массовое празднование индикта не совершается, однако этот день остался временем начало учебного процесса не только в церковно-приходских школах, но и в общеобразовательных учебных заведениях.

СОВРЕМЕННЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ДЕНЬ НОВОЛЕТИЯ

Ежегодный индикт начинается чтением отрывка из книги Исаии (Ис. 61:1-2):
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

Именно эти пророческие стихи читал Иисус в синагоге Назарета (Луки 4:16-22), подтверждая Своим явление исполнение пророчества древнееврейского пророка.

На праздничном богослужении делается акцент на том, что Иисус пришел даровать свободу от греха и зависимостей, что является целью праведной жизни в наступающем церковном году.

Евангелист Матфей (Матв.6:33) передает слова Иисуса о том, что каждый день индикта или церковного года христиане должны искать Царствия Божьего, веря, что все остальное будет даровано Богом.

14 сентября в церквях проводится богослужение, в котором есть благодарственный молебен.

Как и много лет назад византийцы увидели в этом послании повеление отмечать приход нового лета, так и поныне христиане благодарят Бога за святой праздник, о котором говорит и Менология Василия Второго, жившего в 10 веке.

В звучащих песнопениях воздаются благодарения Спасителю за Его пролитую кровь во имя спасения грешного мира. В этот день звучит посвящение следующего индикта Богу, обещание служить Творцу и Святой Троице в чистоте сердца, наступая на свои греховные желания.

Христиане просят Господа на богослужении:

— направить все их деяния в наступающих 12 месяцах на благо, добро;

— благословить на добродетели;

— научить уклоняться от зла;

— даровать начавшийся индикт окончить благоугодно.

Во время индикта по церковному календарю отмечаются двенадцать православных праздников. Первый отмечается 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последний 28 августа — ее Успение, завершает годичный церковный индикт.

Рождение Марии даровало миру рождение Иисуса, рождение надежды и спасения положило начало начал.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ПРИХОДА НОВОГО ИНДИКТА

Священники православной церкви советуют 14 сентября начать с благодарственных молитв Творцу и святым. В этот же день вспоминают о святом Симеоне Столпнике и сорока мучениках.

Народные традиции гласят, что 14 сентября:

— следует привести школьников на богослужение и получить благословение на учебный год;

— можно начинать сватанья;

— заводить новые знакомства.

В былые времена в день новолетия ничего не делали, относились к нему, как к большому церковному празднику, ныне для многих это обычные будни.

Старожилы советуют к началу индикта отдать все долги, завершить сделки и провести весь день в мире и согласии, забыв о ссорах и распрях, чтобы не перенести все проблемы и в будущий год.

(по материалам сайта molitva-info.ru)

13.09.2020 | События