БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ: ТО, ЧЕГО ВЫ НЕ ЗНАЛИ
Божественная Литургия – самая главная служба Церкви. О ней уже сказано и написано несметное количество раз. Но как многогранна сама Литургия, так же многогранна ее история, многие факты до сих пор остаются уделом лишь немногих.
Сегодня очень много литературы о символическом толковании Литургии: Вход с Евангелием обозначает выход Христа на проповедь, вынос Чаши перед Св. Причащением – явление Воскресшего Христа. Осознавая важность и назидательность такого объяснения Литургии, я предлагаю отойти от такого толкования и рассмотреть толкование историческое, ведь многие элементы Литургии возникли в ходе практического ее развития и только потом были наполнены неким сакральным смыслом. Для того чтобы это сделать, нам необходимо будет перенестись в Византию, в Константинополь – именно здесь наша Литургия приняла современные формы.
Как сегодня начинается Литургия? Мы приходим утром в храм, слушаем часы, потом выходит диакон и возглашает: «Благослови, владыко!». Привычная картина, но в Константинополе все проходило далеко не так. В городе было очень много храмов, посвященных тем или иным святым, тем или иным событиям, и очень часто в праздники богослужения во главе с епископом совершались в этих храмах.
Рано утром люди собирались на городском Форуме – центральной площади и с торжественным пением шли в храм, где должны были в этот день служить Литургию. Этими песнопениями были те три антифона, которые мы слышим или в будние дни, или в великие праздники. Один певец запевал какой-нибудь библейский стих, а хор и народов пел припев, к примеру, «молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: Аллилуия». То есть начальная часть службы пелась не в храме, а по пути к нему.
Когда процессия подходила к храму, духовенство и верующие, а иногда и император, собирались перед входом в храм в особом дворике, где читалась торжественная молитва входа и все люди торжественно заходили в храм, при этом пели какое-либо песнопение, например, Трисвятую песнь «Святый Боже…». Когда в храм прибывал император, пели стих из 19-го псалма «Господи, спаси царя и услышы ны». Очень часто в это же время в храм вносилось Св. Евангелие, которое хранилось в отдельном здании – ризнице.
Я думаю, что многие узнали современные части Литургии – торжественный вход с Евангелием, пение Трисвятого и возглас «Господи, спаси благочестивыя» (после падения Константинополя в 1453 г. греки лишаются императора, поэтому возглас переделывают: «царя» на «благочестивыя»).
После того как шествия прекратились, антифоны стали петься в храме и торжественный вход храм был заменен торжественным выходом священства из алтаря, но при этом остались песнопения, которые раньше использовались при входе в храм.
Вернемся в Византию. После входа в храм епископ заходил в алтарную часть и поднимался на горнее место. Сейчас горним (т. е. возвышенным) местом в храме называется восточная стена алтаря, а в древности это было действительно высокое место в восточной стороне храма, и епископ поднимался туда, чтобы его видели со всех уголков храма, и там впервые он приветствовал собравшихся возгласом «Мир всем!» – это и было начало уже собственно Литургии.
Далее следовало чтение Св. Писания. Сейчас мы привыкли, что Св. Писание читается или в алтаре, или около алтаря, или только когда служит епископ, оно читается в центре храма. В древности чтение всегда было в центре храма, на особом возвышении – амвоне. Сейчас амвоном называют центральную часть входа в алтарь, а тогда это была высокая (иногда до 2 метров высотой, как в Новгороде) башенка, на которую забирался чтец или диакон и оттуда возглашал Слово Божие.
Сразу же после чтения Евангелия епископ говорил проповедь. Первоначально он ее говорил, находясь на горнем месте, но потом, со времен свт. Иоанна Златоуста, проповедовали с амвона.
После проповеди шла молитва о всех, кто в ней нуждается. Диакон говорил, о чем молиться, а люди творили молитву «Господи, помилуй!», иногда и несколько раз. Так появились наши ектении.
После этого читались молитвы над теми, кто больше не мог находиться на службе – над готовящимися принять Святое Крещение, кающимися, одержимыми. Им можно было присутствовать только на первой части богослужения, а затем, после того как их благословят, они должны были покинуть храм.
Далее начиналась уже собственно Литургия как служба принесения Богу Бескровной жертвы.
Перед началом службы люди оставляли свои приношения в храм, в том числе хлеб и вино, в особом здании вне храма, которое называлось скевофилакий (сосудохранилище). Здесь диаконы и другие священнослужители выбирали хлеб и вино для службы.
После того как все, кто должен уйти со службы (оглашенные, кающиеся), покинули храм, часть священнослужителей, выйдя из храма через боковые двери, отправлялась в скевофилакий за Дарами; оставшиеся в храме епископ с частью сослужащих читали молитвы перед началом Евхаристии и омывали руки. Взяв хлеб и вино, а также необходимые для службы сосуды, священнослужители возвращались из скевофилакия через боковые двери в храм, где их встречали свещеносцы. Священнослужители проходя по всему храму молились о тех, кто принес свои дары в храм, а затем отдавали хлеб и вино епископу.
Как можно догадаться, так возник наш Великий вход. После того как хлеб и вино стали готовить в алтаре, обряд принесения Даров в храм извне превратился в символическое шествие с приготовленными Дарами от жертвенника к престолу.
Далее в Византии совершался обряд целования мира, когда все находящиеся в храме приветствовали друг друга. Впоследствии этот обряд был заменен общим исповеданием веры – пением Символа веры.
После этого начиналось чтение анафоры – главной молитвы Литургии, в которой мы вспоминаем Тайную Вечерю и просим, чтобы Господь послал Духа Своего на нас и на наше приношение – хлеб и вино и сделал их Истинным Телом и Кровью Своими.
Здесь уместно поговорить о названиях наших Литургий. Как все знают, у нас они называются Литургия свт. Иоанна Златоуста и Литургия свт. Василия Великого. Многие думают, что это они составили нынешний чин Литургии и написали все молитвы и песнопения этой службы. Разумеется, это не так. Литургия складывалась тысячелетие, многие элементы и молитвы вошли в Литургию через столетия после святых Иоанна и Василия и, конечно, не могли принадлежать им. Так почему они называются авторами нашей Литургии? Потому, что (в этом сходятся большинство исследователей) они авторы центральной молитвы Литургии – анафоры, поэтому и вся Литургия получила их имена.
Вернемся к самой Литургии. После анафоры люди готовились к Святому Причащению, пелась молитва Господня «Отче наш», после чего все те, кто не причащается, после особой молитвы и благословения, уходили из храма. Именно поэтому сегодня после молитвы «Отче наш» диакон говорит: «Главы ваши Господеви приклоните». Диакон причащается каждую Литургию, и поэтому он не преклоняет голову, а преклоняют те, кто не будет причащаться и над кем читают особую молитву и благословение.
Мы с вами только немного коснулись истории нашей Литургии. Разумеется, здесь все представлено в несколько упрощенном виде, каждой части и песнопению Литургии посвящено немало исследований и научных работ, где подробно описывается происхождение каждой части службы. Но даже этот рассказ об истории нашей Литургии может дать преставление, как возникли те или иные элементы службы и как они стали частью нашей службы. А это, я уверен, поможет более осознанно и внимательно молиться на этой главной службе Церкви.
Александр Адоменас
выпускник ПСТГУ, бакалавр богословия
(по материалам сайта pravlife. org)