АВВА ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ. ПОСТ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

В современном мире популярны религиозные и психологические концепции, основанные на осознанности: внутреннем самоанализе и самоконтроле. Занимаясь ими, человек контролирует сознание, отслеживает и исправляет то, что его беспокоит. Есть ли подобное в практике православного христианства? Свойственны ли религиозному христианскому вероучению самоанализ, непрерывный самоконтроль? Для чего он нужен в понимании Православной Церкви и какие инструменты Церковь предлагает для непрерывной внутренней работы?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы обратились к трудам отца четвертого века, аввы Евагрия Понтийского. Авва Евагрий считал целью жизни человека движение к Богу, которое возможно лишь посредством самосовершенствования — борьбы со грехом. Авва Евагрий указывает, что к греху человека приводят определенные помыслы, которые тот принимает. В борьбе с греховными помыслами авва Евагрий огромную роль отводит воздержанию в пище — посту.

Почему же именно невоздержание в пище — чревоугодие — авва Евагрий считает одним из основных грехов, а дело поста — важнейшим средством в борьбе с ним? Чтобы понять это, выясним, каким образом этот порок действует на физическое и духовное состояние человека, как он связан с остальными греховными побуждениями и как воздержание в пище может помочь в самосовершенствовании.

Будучи принятыми, греховные помыслы перерастают в страсти. Поэтому одним из главных средств в борьбе с грехом авва Евагрий считает молитвенное делание. Именно непрестанная молитва, по его мнению, способна вовремя отсечь возникающие помыслы, не дав им превратиться в грех. Чтобы такое молитвенное делание было возможным, человек должен находиться в состоянии постоянного трезвения ума — самоанализа и самоконтроля. Пресыщение же пищей, по мнению аввы Евагрия, вводит человека в состояние расслабленности, сонливости, побуждает к праздности, делает его апатичным ко всему, не приносящему удовольствие. Кроме того, пресыщение (наравне с гордостью) ведет за собой и другие грехи — возбуждает в человеке блудные желания, приводит к сребролюбию, гневу.

«Из бесов, противостоящих [духовному] деланию, первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими, воспринимая от предшественников [души] уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал [в страсть] чревоугодия; нельзя возмутиться гневом тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую; нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился или не может стяжать».

Такое расслабленное состояние противоположно готовности к борьбе. Человек, будучи пресыщен плотью, становится неспособным ни к физическим, ни к духовным подвигам, ослабляет самоконтроль и неспособен к усилиям, необходимым для самосовершенствования.

Блудная страсть, как уже говорилось выше, также основывается на пресыщении и расслабленности физического тела: «Дух блуда в телах невоздержанных, дух же чистой стыдливости в душах воздержников». Расслабленный ум легко принимает навеваемые блудные образы, преобразуя их в разжжение плоти. Поэтому постоянное молитвенное делание, уводящее ум от блудных помыслов, является важнейшим, по мнению аввы Евагрия, оружием против такого греха: «Псалмы же и пения, и песни духовные всегда привлекают ум к памяти о добродетелях, охлаждая при том жар гнева и погашая похоть». Чревоугодие расслабляет ум и останавливает молитву, а постное делание его отрезвляет: «Не питай пространно плоть твою, и скверные помыслы оскудеют в тебе».

Для борьбы с самым быстрым грехом — гневом — необходим трезвый ум, способный мгновенно отреагировать и пресечь вспышку раздражения, не дав ей превратиться в гневное состояние. «Гнев есть страсть самая быстрая. Он приходит в движение и воспламеняется против того, кто онеправдовал, или кажется онеправдовавшим». Расслабленный же плотью и умом не способен к такому самоконтролю: «Гнев волнующийся утишают — псалмопение, великодушие и милостивость».

Уныние, по мнению отцов, является одним из сложных в борьбе с ним грехом, так как ум впадает в равнодушное, опустошенное состояние, при котором любое усилие, будь то молитвенное делание, самоанализ или самоконтроль, вызывает отторжение. Однако пост, наряду с постоянной физической занятостью и посильной молитвой, борется и с этим грехом:

«Монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так опять поступать с телом своим, как бы имел жить многие лета. Ибо то пресекает помыслы уныния и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание».

Таким образом, мы видим, что практики осознанности не новы. В религиозной концепции Православной Церкви уже в четвертом веке огромное значение уделяется самоанализу, самоконтролю и самосовершенствованию, цель которых — борьба со грехом. Основной инструмент внутренней работы, по мнению аввы Евагрия — это дело поста. Оно вводит человека в состояние трезвения, важнейшего элемента в борьбе со грехом.

Пост — универсальное средство самосовершенствования для людей любой профессии, социального положения и возраста. Он возможен в любых социальных и финансовых ситуациях, актуален в любую историческую эпоху. Однако авва Евагрий предостерегает об опасности чрезмерного постного делания и советует: «Пощение у тебя да будет сколько силы есть пред лицом Господа. Оно очистит грехи твои и беззакония, сделает душу степенной и важной, освятит ум, отгонит бесов, Бога приблизит».

(по материалам сайта jesus-portal.ru)

31.12.2020 | Публикации