АКТИВИЗМ ИЛИ ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ?

Протоиерей Владимир Пучков о подмене понятий.

Одной из самых серьёзных болезней нашего века, вне всякого сомнения, можно назвать подмену. В этом деле враг рода человеческого изрядно поднаторел, поскольку сегодня он уже не ограничивается подменой покаяния чувством вины и внимания к себе самоедством. Нынешнее общество легко выдаёт доносительство за ответственность или называет частное лицо, владеющее оружием, не потенциальным преступником, а человеком, заботящимся об общественной безопасности. Но даже в этом, граничащем с абсурдом, ряду подмен, вседозволенность, подменяющая собой общественную сознательность, неравнодушие и справедливость, стоит особняком.

Полтора месяца назад соцсети облетело видео, на котором прибывшие в Умань хасиды громили ограждения, установленные рядом с могилой цадика Нахмана. Как водится, ролик сопровождался гневными комментариями, антисемитскими выпадами и площадной бранью. Я, помнится, пересмотрел его раз пять. С одной стороны, налицо грубое хулиганство. Но с другой, для жителя нашей страны – ничего необычного. Мы ведь видим подобное почти каждый день. То непосредственно вокруг себя, то онлайн. Интернет полон роликов, демнострирующих хулиганские выходки самых разных граждан. Причём публикуют эти ролики не возмущённые обыватели, а сами эти граждане, с гордостью и восторгом от самих себя. Самовольный демонтаж «незаконно установленных» средств для парковки, погромы в супермаркетах на основании того, что какие-то стеллажи установлены с нарушением каких-то там норм, расклейка огромных наклеек на ветровые стёкла неправильно припаркованных автомобилей, снос заборов вокруг строек и разгром «не там, где положено» расположенных павильонов… Соцсети сейчас до того полны подобным видеомусором, что он попадается на глаза даже тогда, когда его совсем не ищешь. Но самое печальное даже не это, а то, как на такие ролики реагируют пользователи: с энтузиазмом, с восторгом, с одобрением. То есть, человек, проявляющий агрессию, что-то ломающий и крушащий, портящий то, что ему не принадлежит или унижающий ближнего не вызывает сегодня ни отторжения, ни порицания, ни даже простого неодобрения. А всё потому, что общество считает это реакцией на разнообразные нарушения.

Закономерной реакцией. Борьбой за законность и порядок. Именно поэтому активистам можно, а хасидам нельзя.

Можно… Собственно, в этом «можно» и заключается главная беда нашего общества. Только вдумайтесь: есть те, кому «можно» и те, по отношению к кому «можно». Вас ничего не смущает? Не удивляет, не беспокоит? Вам не кажется, что христианская, евангельская нравственность здесь даже рядом не стоит? Отношение к ближнему как к самому себе, любовь к врагам, прощение обидчиков? А права человека и верховенство закона, они точно про это? Или хотя бы элементарная человечность, достоинство, благородство, в конце концов? Не обольщайтесь. Нет во всём этом болезненно-сознательном активизме ничего ни христианского, ни гражданского, ни просто человеческого. Есть только злоба, право сильного, вседозволенность и безнаказанность. Та самая безнаказанность, которая порождает беззаконие. Прямо сейчас порождает. Не эти ли самые активисты уже третий год (а в отдельных регионах – третье десятилетие) взламывают двери храмов, бьют священников, терроризируют верующих? Не останавливаются ни перед бандитизмом, ни пред вандализмом, ни перед кощунством? Если человек в яростном нежелании уподобляться Богу теряет даже человеческое подобие, кому он становится подобным? Думаю, очевидно, чьи рожки проглядывают за пресловутым «можно»… И законность, порядок, справедливость и всё прочее здесь совершенно не при чём.

Впрочем, к чему это я? Разве нам, христианам, неизвестно, что на самом деле можно, а чего нельзя? Да и церковное рейдерство, приводящее подчас к битвам за храмы, для нас не сенсация и даже не новость – почитай каждый легко назовёт две-три «горячие точки» в своём регионе. В чём нужда, чтобы вот так на две страницы об известном и очевидном?

Да в том, что хоть и страдаем мы от беспредела активистов всех мастей, поругивая попутно хасидов, но при этом под видео, где нарванный юнец хамит патрульному, с готовностью ставим «лайк». И «стопхамовским» выходкам одобрительно киваем. И крушение магазинных полок, в ответ на требование продавца к безответственной особе оплатить случайно разбитый её ребёнком товар, поддерживаем репостом. И коллективное унижение чиновника, в формате десять на одного, сопровождаем поощрительным «всё правильно сделали»…

И это мы, верующие. Что же тогда говорить обо всех остальных? Если мы, имеющие заповеди, призванные жить по Евангелию и помнящие про суд Божий, в пустых грёзах о справедливости не гнушаемся пусть пассивного, но всё же сочувствия явному злу, то чего же хотеть от обывателей, от безразличных к вере, от неверующих? Об этом не очень хочется думать, но, до тех пор покуда мы не перестанем верить, что зло можно победить насилием и поощрять тех, кто пытается разогнать окружающую тьму, размахивая дубиной, винить в своих проблемах нам остаётся только себя.

И это будет по-настоящему справедливо.

(по материалам сайта pravlife. org)

23.11.2020 | Публикации